/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2Fca783aceb95d2f1d8c1f2a495fbd15b8.jpg)
Возобновляемые источники в энергобалансе ЕС впервые превысили углеродные - еврокомиссар
Об этом в Страсбурге в среду, 24 ноября, во время презентации в Европарламенте доклада о состоянии Энергетического союза заявила еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон, сообщает корреспондент Укринформа.
Доклад Еврокомиссара и тематические дебаты во время пленарного заседания Европейского Парламента обнародованы на мультимедийном портале ЕС.
«Хочу сделать акцент на четырех главных пунктах, которые содержит этот доклад. Во-первых, он свидетельствует, что рынок возобновляемых источников проявил устойчивость во время пандемии. В 2020 году впервые возобновляемые источники превысили углеродное топливо как главный источник в энергобалансе ЕС, и достигнет, по крайней мере, 22 процентов», - сказала еврокомиссар.
Она отметила, что такой результат был достигнут, в частности, благодаря существенному росту инвестиций в сектор возобновляемых источников. В 2020 году в масштабах ЕС в этот сектор были направлены инвестиции на сумму в 48,8 миллиарда евро, в то время как в 2019 году этот показатель составлял 32,9 миллиарда евро.
«Второй вывод. Текущий ценовой кризис продемонстрировал, что мы слишком зависимы от углеродного топлива, что подтверждает доклад этого года о состоянии Энергетического союза. В 2020 году уровень зависимости ЕС от импорта углеродного топлива был самым высоким за целое десятилетие… В среднесрочной и в долгосрочной перспективе мы должны найти замену для такого углеродного топлива. Мы ожидаем, что биометан и водород составят основу для декарбонизации в широком круге секторов, и увеличат автономию ЕС благодаря внутреннему производству», - подчеркнула Симсон.
По ее словам, третий вывод доклада говорит о преимуществах энергетического взаимосоединения между странами ЕС. В частности, это касается создания общей сетевой платформы в сфере электроэнергии, что особенно важно на фоне текущего всплеска цен.
«Те страны, которые имеют лучшее взаимосоединение и менее зависимы от углеродного топлива, оказались менее уязвимы к колебаниям цен на энергию. Рыночное взаимосоединение является своеобразным антидотом для ценового феномена, с которым мы сталкиваемся сейчас», - отметила еврокомиссар.
Четвертый вывод, содержащийся в докладе о состоянии Энергетического союза, говорит о необходимости наращивания усилий для сохранения ведущих глобальных позиций ЕС в сфере «чистой» энергетики, поскольку этот сектор является объектом «жесткой» мировой конкуренции.
«ЕС сохраняет передовые позиции в исследованиях в сфере "чистой" энергетики на глобальном уровне, в частности, в сфере ветровой энергии, но глобальная конкуренция в этом сегменте остается очень жесткой. В следующем году Еврокомиссия намерена представить "Солнечную стратегию", которая будет способствовать росту европейской солнечной индустрии и конкурентоспособности ЕС в международном измерении. ЕС также сохраняет сильные мировые позиции в развитии водородных технологий, в хранилищах и путях транспортировки», - подчеркнула Симсон.
Как уже сообщалось, осенью этого года Европейский Союз столкнулся с резким ростом цен на энергоресурсы. В частности, цена на природный газ в эти дни держится на уровне 1000 долларов за 1000 кубометров, а в периоды «пиковой» нагрузки в октябре превышала 2000 долларов за 1000 кубометров. Это произошло на фоне отказа РФ увеличить поставки газа в ЕС в ответ на рост спроса, в частности, с использованием мощности ГТС Украины. Такое поведение России Правительство Украины и ряд влиятельных европейских политиков связывают с давлением со стороны «Газпрома» на европейских регуляторов энергетического рынка с целью ускорить сертификацию газопровода «Северный поток -2» и вывести его из-под действия Газовой директивы ЕС.
В свою очередь, ценовой кризис на энергетическом рынке заставил ЕС признать чрезмерную зависимость от импортируемых углеродных энергоресурсов, и принять меры по ускорению развития возобновляемых источников энергии в соответствии с целями Европейского Зеленого курса. В перспективе это означает значительное сокращение или даже полный отказ ЕС от использования углеродных энергоресурсов.

