Законопроект об экономическом паспорте наделал немало шума еще до того, как появился на свет. Отечественные экономисты, даже не видя текст документа, вынесли вердикт: данная инициатива не только антисоциальна, но и антиконституционна, поскольку, согласно Конституции, недра у нас принадлежат всему народу, а не только нерожденным детям. К тому же большой скепсис у экспертов вызвала и озвученная сумма: по общему мнению, накопить на таких счетах по 10 тысяч долларов не получится.
6 декабря проект закона об экономическом паспорте был внесен президентом Владимиром Зеленским в ВР, а вечером 7 декабря появился текст документа. Добавил ли он ясности и изменили ли эксперты мнение об экономическом паспорте?
Что в документе
Цели нового законопроекта вполне благие: повысить благосостояние украинцев, прекратить отток наших сограждан за границу, а также сформировать эффективную систему социальной защиты населения путем создания Фонда будущих поколений (подробнее см. «Справка»), где будут накапливаться государственные взносы в пользу его участников с последующим инвестированием активов.
Авторы документа уверены - «Фонд сможет стать мощным игроком на финансовых рынках, что позволит увеличить предложение длинных денег».
Документ расставил все точки над «i» в вопросе, кто может претендовать на деньги по экономическому паспорту. Средства будут начисляться украинцам, рожденным в Украине после 1 января 2019-го, а выплачиваться после достижения ими 18 лет.
«Участником Фонда является гражданин Украины, рожденный с 1 января 2019, имеющий право на получение выплаты, - говорится в пояснительной записке к документу. - Для получения выплаты из системы экономического паспорта по достижении участником Фонда 18 лет участник должен быть гражданином Украины и постоянно проживать на территории Украины в течение последних пяти лет».
Ежегодный государственный взнос на одного участника Фонда определяется в размере двух минимальных заработных плат, установленном законом на 1 января календарного года, в котором осуществляется соответствующий государственный взнос.
Согласно законопроекту, деньги из системы экономического паспорта могут быть потрачены на обучение, покупку собственного жилья, лечение тяжелых заболеваний или при наличии критических состояний здоровья, подтвержденных документально, в любое время до достижения 18 лет.
Государство гарантирует выплаты участникам Фонда в сумме, находящейся на их индивидуальных счетах, но не менее общей суммы государственных взносов, уплаченных в Фонд в пользу участников.
За чей счет этот банкет?
Авторы документа ссылаются на мировой опыт создания накопительных фондов будущих поколений, средства которых распределяются среди граждан. И приводят в пример Норвегию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Кувейт.
Однако эксперты, опрошенные «КП в Украине», единодушно считают эти примеры «притянутыми за уши».
Во-первых, говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, Украина – это не Кувейт и не ОАЭ, чтобы выжимать такие суммы из своих недр.
Во-вторых, добавляет аналитик Алексей Кущ, за исключением нескольких арабских стран, никто в мире деньги из резервных фондов населению не выплачивает. Эксперт приводит в пример крупнейший в Европе норвежский национальный резервный фонд. Он позволяет поинтересоваться, сколько денег приходится на каждого норвежца, но не дает получить деньги на руки. Норвежский фонд вкладывает средства в активы по всему миру и достает эту «кубышку» лишь в крайних случаях. Например, в 2020-м из него было выделено 30 млрд долларов для покрытия дефицита бюджета.
Инициаторы законопроекта соглашаются: рентная плата за использование ряда недр в Украине действительно ниже, чем во многих других странах.
«Попытки повысить эту плату обычно сталкиваются с сопротивлением бизнеса, - говорится в пояснительной записке. - Главным аргументом становится то, что бизнес не понимает, как используются их налоги. Использование ренты для наполнения Фонда даст бизнесу уверенность, что эти платежи используются для определенных целей».
Оптимизму авторов документа можно только позавидовать. Согласитесь: рассчитывать на то, что украинский бизнес с удовольствием понесет деньги в Фонд, узнав, что «это для детей», могут только очень большие оптимисты. Но вернемся к цифрам.
Согласно документу, уплата государственных взносов системы экономического паспорта будет производиться из средств специального фонда государственного бюджета, который будет формироваться за счет следующих поступлений:
- 70% рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (в 2023 году – 35% с ежегодным увеличением на 5% до достижения 70%);
- 95% рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата (в 2023 году – 47,5% с ежегодным увеличением на 5%, кроме последнего года, в котором увеличение составит 2,5%, до достижения 95%);
- рентная плата за использование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины (в 2023 году 50% с ежегодным увеличением на 5% до достижения 100%).
После большой пиар-кампании по поводу закона о повышении налогов №5600 многие украинцы думают, что эти деньги отберут у олигархов и отдадут детям. Но это не совсем так. По словам Алексея Куща, эти деньги в немного меньших объемах раньше шли в наш хронически дефицитный бюджет, а теперь направятся в Фонд, и, вероятнее всего, будут вложены в ОВГЗ. Если в 2037-м массовые выплаты все же начнутся, чего, по мнению эксперта, с 90%-ной вероятностью все же не произойдет, это спровоцирует огромную инфляцию.
Давайте посчитаем
Как отмечено в документе, первый годовой государственный взнос в 2023 году составит 21,8 млрд грн из расчета двух размеров минимальной заработной платы (7176 грн.) и прогнозной статистики рождаемости. На момент первых выплат в 2037 году сумма средств фонда составит 1832 млрд грн за счет взносов государства и полученного инвестиционного дохода от размещения средств в государственные ценные бумаги, что позволит осуществить выплаты на общую сумму 191 млрд грн из расчета 626 125 грн на одного участника Фонда.
Здесь надо сказать, что с расчетами у авторов документа явно что-то пошло не так. Так, например, непонятно, откуда взялась сумма первого взноса 21,8 млрд грн. На первый взгляд, вроде бы все верно – это выплаты по две минималки 1,5 млн маленьких украинцев, рожденных за 5 лет с 2019 по 2023 годы включительно (ранее глава налогового комитета Даниил Гетманцев сообщал, что за основу берутся цифры рождаемости около 300 тысяч детей в год).
Но вот незадача: в 2023 году те, кто родились в 2022, должны получить на счета уже по две выплаты, родившиеся в 2021-м – по три выплаты, в 2020-м – по четыре выплаты, а в 2019-м – по пять выплат. То есть, если взносы начнут зачисляться в 2023-м, а программа стартует в 2019-м, то первый взнос должен составить около 65 млрд грн.
Компенсировать эту «недоплату» в последующие годы вряд ли получится, ведь число детей, на которых будут начисляться выплаты, будет расти в арифметической прогрессии на 300 тысяч в год и в 2037-м достигнет 5,4 млн человек. А это означает, что взнос уже должен будет составлять 77,5 млрд в год при условии, что минималка останется на нынешнем уровне, что, конечно, представить невозможно. Для справки: за предыдущие 18 лет минимальная зарплата выросла с 205 грн в 2003-м до нынешних 6500 грн, то есть почти в 32 раза.
В то же время итог всей этой затеи будет весьма скромным. Александр Охрименко предлагает посчитать: если минималка в долларовом эквиваленте сохранится на нынешнем уровне порядка 230 долларов, то через 18 лет при условии исправных платежей на счету накопится чуть более 8 тыс. долларов.
говорит Охрименко.
При этом авторы затеи обещают украинцам даже не 8 тысяч долларов, а, как говорилось выше, 626 125 грн, что по сегодняшнему курсу составляет почти 23 тыс. долларов. Такие фантазии у экспертов вызывают недоумение. По словам экономиста Владислава Банкова, совершенно непонятно, как Фонду собираются обеспечить доходность «на уровне наркокартеля» в мире околонулевых процентных ставок. Объяснение только одно – цифры взяты с потолка.
Итого
Эксперты констатируют: вопросов к этому законопроекту масса.
Во-первых, он является антисоциальным: вместо того чтобы объединять страну, он продолжает множить различия, создавая преференции детям, родившимся в 2019-м и позже.
Во-вторых, он является антиконституционным, поскольку, согласно Конституции, недра у нас принадлежат всему народу. То есть, если создавать такие «паспорта», то для всех 30 или 40 миллионов украинцев – сколько насчитает перепись.
В-третьих, авторы документа явно слишком оптимистичны в своих ожиданиях, хотя представленные цифры достаточно спорны. Но даже если принять их на веру, то при существенных выплатах из бюджета на протяжении полутора десятков лет результат окажется весьма скромным.
Но главное даже не в этом. Основная проблема заключается в том, что на самом деле ни эксперты, ни простые украинцы не верят в доведение идеи до логичного конца, ведь деньги, как всегда, обещают «когда-нибудь потом». А у нас «потом» никогда не работает. Уже и шутка появилась: украинцы получат по 10 тысяч долларов сразу после того, как подрастет миллиард деревьев.
подытожил Алексей Кущ.
Шансы на то, что тему продолжит преемник Зеленского, и вовсе нулевые. У нового президента будут новые «хотелки» и новые популистские идеи, которые он непременно захочет облачить в форму очередного закона. А бюджет-то не резиновый! Новому президенту станет неинтересен Фонд будущих поколений – ведь это будет идеей его предшественника, на которой свой рейтинг не поднимешь.
Наша страна так устроена, что каждая новая власть производит полную «зачистку» всех начинаний, чтобы самим все начать с чистого листа. Поэтому вместо роста, реализации национальной идеи или хотя бы маломальского прогресса хоть в каком-то направлении, мы каждые 5 лет обнуляемся и имеем очередной «чистый лист».
Фонд будущих поколений формируется из государственных взносов, которые будут осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины. Туда они поступят от уплаты рентных платежей за пользование недрами.
Активы Фонда хранятся в государственном банке, который имеет лицензию на осуществление деятельности по хранению активов пенсионных фондов.
Администрирование деятельности Фонда осуществляется администратором, который имеет лицензию на осуществление деятельности по администрированию негосударственных пенсионных фондов и является юридическим лицом, 100% акций которого принадлежат государству или другому хозяйственному субъекту, 100% акций которого принадлежат государству.
- По Фонду все понятно: по форме он будет работать как обычный пенсионный фонд, - говорит Александр Охрименко. - Все риски учтены: предусмотрены и компания по управлению активами, и администратор, и Совет. Так что все это в теории должно работать, другое дело - непонятно, с чем они будут работать на практике. Никто не знает, что будет с курсом через 18 лет.