Об этом сказал генеральный директор КИУ Алексей Кошель на пресс-конференции 17 января, сообщает корреспондент Укринформа.
“Мы считаем, что риски введения электронного голосования остаются достаточно высокими. И это может стать одним из конфликтных вопросов на ближайшие два года, поскольку именно от введения электронного голосования, от механизмов голосования во многом могут зависеть также и результаты выборов, поэтому мы будем говорить о потенциальных угрозах, опасностях в том числе и относительно риска фальсификации выборов”, - сказал Кошель.
По его словам, КИУ видит несколько ключевых рисков.
“Мы хотим отметить три главных риска в случае введения электронного голосования в том формате, о котором сейчас говорят представители украинской власти. Первый и главный риск, по нашему мнению, это значительный рост недоверия к результатам голосования со стороны украинских избирателей. Я хочу напомнить, что каждая общенациональная избирательная кампания в Украине завершается значительными спекуляциями о фальсификации выборов со стороны украинских политиков или четкими заявлениями об украденных победах, о фальсифицированных бюллетенях”, - рассказал Кошель.
Он добавил, что "в случае внедрения электронного голосования такой риск значительно возрастет и большой процент украинских избирателей будет считать, что выборы были сфальсифицированы, потому что доказать честность, прозрачность голосования в сети Интернет невозможно".
Второй риск, на котором остановился Кошель, – риск фальсификации выборов путем подкупа.
“Подкуп на сегодняшний день остается одной из главных составляющих украинских выборов, и за всю многолетнюю историю наблюдения за выборами со стороны Комитета избирателей Украины мы имеем основания говорить, что на более 80% избирательных округов имели место факты подкупа: прямого подкупа, косвенного подкупа. Во многом кандидаты одерживают победу благодаря строительству сложных технологических сетей, поощряют избирателей, но в этом случае вероятность покупки голосов остается на уровне 50-70%, потому что избиратели, получающие средства, не обязательно голосуют за кандидата или политическую силу, за которую они получили деньги”, - отметил Кошель.
По его словам, при внедрении электронного голосования эффективность механизма покупки голосов вырастает до 90-100%.
“Для того чтобы понимать, насколько велик может быть риск фальсификации, давайте поговорим на языке цифр. Например, для того, чтобы купить в мажоритарном округе, докупить 7-10 тысяч голосов избирателей, а в случае более или менее активного ведения избирательной кампании, именно это - критическая цифра — 7-10 тысяч достаточно для победы, если ты ведешь хотя бы как-то заметную избирательную кампанию. Для покупки этих голосов необходима сумма 200-300 тысяч долларов, что в разы меньше, чем нужно для полноценного ведения избирательной кампании. Потому реально за несколько десятков миллионов долларов можно купить треть украинского парламента. И мы можем прогнозировать, что в случае внедрения электронного голосования механизмы подкупа могут быть более масштабными, чем сейчас, и значительно эффективнее, чем сейчас”, - отметил Кошель.
В то же время он подчеркнул, что риск подкупа “одинаково сохраняется при условии сохранения нынешней избирательной системы, которая предусмотрена избирательным кодексом - так называемая система с открытыми списками, потому что она тоже никоим образом не защищает от подкупа - и также является достаточно значительной при возвращении к старой, смешанной или параллельной избирательной системе 50 на 50”.
“И риск номер три – это вмешательство, возможное вмешательство в выборы со стороны Российской Федерации. Думаю, об этом не нужно говорить отдельно и долго, достаточно факта, который мы получили в пятницу, 14 января, когда российские хакеры сломали более 70 государственных онлайн-ресурсов. В том числе было вмешательство в систему “Дія”. А также у нас есть примеры вмешательства в систему “Выборы”, которое имело место в 2014 году. То есть, нет в мире защищенных избирательных систем для введения электронного голосования, риски достаточно значительные”, - подчеркнул гендиректор КИУ.
Кошель отметил, что, по мнению экспертов КИУ, риск внедрения электронного голосования «значительно растет из-за того, что вопрос введения электронного голосования был одним из избирательных заявлений и избирательных обещаний президента Владимира Зеленского, поэтому для него чрезвычайно важно показывать процент выполнения своей избирательной программы, акцентировать внимание на ее выполнении, и именно из-за ошибок экспертов, которые помогали писать избирательную программу кандидату в президенты Владимиру Зеленскому, этот риск значительно возрастает”.
"Поэтому мы призываем и фракции парламента, и команду президента, и лично Владимира Зеленского отказаться от выполнения этого избирательного обещания, или реализовать его частично", - акцентировал Кошель.
Кроме того, он отметил, что КИУ не выступает против внедрения электронных механизмов на выборах, и напомнил, что предыдущий состав Центральной избирательной комиссии разработал концепцию внедрения электронного подсчета голосов от участка до ЦИК при обязательном сохранении бумажных бюллетеней с мокрыми печатями, с оригиналами подписей.
“Именно такие электронные формы сегодня оправданы. Также мы не видим никакой угрозы в том, что в текст Избирательного кодекса будет внесено упоминание и об электронном голосовании, однако в качестве экспериментов. Мы не видим ничего страшного, если в формате онлайн проголосует экипаж Станции Академика Вернадского, или проголосуют моряки, находящиеся за пределами портов. То есть, небольшие группы избирателей. Мы не видим серьезной угрозы, если подобный механизм будет введен онлайн, скажем, для избирателей, которые голосуют впервые, но в пределах очень небольшого региона или в пределах отдельного города, или в пределах отдельного района в качестве эксперимента”, - отметил Кошель.
Как сообщалось, в ноябре 2021 года Президент Владимир Зеленский во время пресс-марафона заявил, что вопрос онлайн-голосования на выборах прорабатывается с 2 компаниями – Microsoft и Apple.