Большое строительство - кому уходят миллиарды государственных денег
Большое строительство - кому уходят миллиарды государственных денег

Большое строительство - кому уходят миллиарды государственных денег

Рвение, с каким в Украине финансируется президентская программа «Большое строительство», вызывает уважение.

Жаль только, что ничего подобного не происходит с соцобеспечением украинцев.

Да, о чем говорить, если на асфальт идут деньги, запланированные на диагностику онкобольных, как это было в 2020 г.

Бесспорно, отечественный бизнес нуждается в нормальной инфраструктуре.

Вот только средства распределяются как-то избирательно: на дороги – миллиарды, а на ту же «Укрзализныцю», которая во все времена несла «золотые яйца» - остатки.

И сегодня ж/д пути и подвижной состав находятся в катастрофическом состоянии.

Есть, впрочем, довольно банальное объяснение: мегастроительство дорог - это возможность распила миллиардов.

Схема приблизительно везде одинакова.

Почти в каждой области закреплен "смотрящий" депутат, который вместе с губернатором определяет, какие фирмы должны выиграть тендеры и какая сумма отступных будет идти в карман народному избраннику и председателю обладминистрации.

«Чаевые» предусмотрены также руководству «Укравтодора» (Государственное агентство автомобильных дорог Украины).

Тут уместно вспомнить, что в Польше по подозрению в коррупции задержан экс-глава «Укравтодора» Славомир Новак.

Речь о получении 315 тыс.

евро в обмен на содействие определенной компании в получении контракта на строительство и ремонт дорог в Украине.

Цена растет, а качество - под вопросом.

«Большое строительство» продолжается в Украине вот уже два года.

За это время были проведены действительно масштабные автодорожные работы.

Отремонтировано порядка 14 тыс.

км, о чем в конце декабря рассказал президент Владимир Зеленский на форуме «Украина 30.

Дороги и мосты».

Также Зеленский обмолвился, что качество дорог возросло, в то время как стоимость 1 километра дорог снизилось.

Тут, кстати, не все однозначно.

По данным инициативы по прозрачности CoST Ukraine, стоимость реконструкции и капремонта в 2020 г.

действительно снизилась: на 44,7% и 14,3% соответственно.

В то же время стоимость 1 км текущего среднего ремонта дорог выросла вдвое по сравнению с 2019 г, сообщает «Интерфакс-Украина».

Подчеркнем, что 90% дорожных работ в рамках “Большого строительства”, по крайней мере в прошлом году, являлось именно средним ремонтом.

Выходит, что цена дорог наоборот возросла? «Зрада»!.

В “Укравтодоре” меж тем отмечают, что, дескать, средний ремонт делают более качественно: с усиление основы, обустройством освещения, барьерным ограждением.

Может оно и так.

Хотя уже сегодня к некоторым объектам «Большого строительства» есть вопросы.

Отремонтированный участок трассы «Никополь-Днепр» начал разрушаться спустя несколько месяцев, о чем сообщали активисты «МС Днепр».

В Полтавской области дорога М-22-Сосновка-Кременчуг-Горишние Плавни после ремонта покрылась ямами, сообщает «Мир».

В Славянске Донецкой области разрушается стадион, реконструированный за десятки миллионов гривен, сообщает «ПН».

Жители Золотоношского района отмечают, что поверхность бетонных ливнезборников на трассе Киев – Кременчук у сел Гришковка и Згарь в Черкасской области начала разрушаться менее чем через год после завершения строительства.

Причина этих и других «неприятностей» очевидна: на «Большом строительстве» неплохо прикуривают.

Примеры махинаций.

Зачастую качество дорожных работ контролируют компании – сателлиты крупных строительных холдингов, что, естественно, бьет по качеству.

Как рассказал нашим журналистам адвокат Ростислав Кравец, завышение смет является обычным делом в дорожном деле.

- Если ширину дороги сделать уже, скажем, на 10 – 30 см, представляете, какой это получается объем на 100 км? И это никто не проверяет.

А кто контролирует толщину асфальтового покрытия? Есть, конечно, госкомиссии, которые принимают дороги, но, думаю, если за этой госкомиссией провести проверку, то окажется несоответствие нормативам в полтора, а то и два раз, - подытожил он.

Существует множество других схем воровства.

Пример №1.

Некая дорожная компания закупила бордюрный камень по 350 грн за метр у своего посредника, при том, что рыночная стоимость - 300 грн.

В итоге, на одном километре удастся «заработать» 100 тыс.

грн (камень кладут с двух сторон дороги).

На десяти километрах – уже миллион.

Пример №2.

На покупку одной тонны дорожного битума компании из бюджета выделяется 4 000 грн, но в итоге материал приобретается за 2 700 (в зависимости от качества).

Такое полотно быстро разрушается.

Пример №3.

Неплохо поднять деньги можно на установке отбойника.

Компания покупает 2 000 м барьера типа Vario Guard на сумму 30 млн грн.

В итоге один метр заграждения обходится в 15 тыс.

грн, при том, что его закупочная цена в Европе чуть больше 8 тыс.

Пример №4.

По документам работы сделаны, а на практике – нет.

Так, прокуратура Киевской области раскрыла схему, где чиновники сел Осещины и Хотяновки в Вышгородском районе Киевщины подписали акты приема выполненных дорожных работ с директором подрядной организации, которых не было.

Сумма ущерба бюджету составила 500 тыс.

Дорожный сговор.

В результате дискриминационных требований тендерной документации «Укравтодора», на рынке фактически образовался картель.

Это приводит к росту ремонтных работ на 30% - 40%, поскольку, чем ниже конкуренция, тем выше стоимость.

В 2019 г.

общая сумма проплат на средний и капитальный ремонт дорог составляла 28 млрд грн, которую разделили между 570 подрядчиками.

Из них топ-40 подрядчиков получили почти 82% от всех выплаченных «Укравтодором» средств.

При том, что пять крупнейших подрядчиков ‒ 42% от всех денег.

Больше всего, почти 20% денег, в 2019 году получило ООО «Автомагистраль-Юг», сообщает "Слово и дело".

В 2020 г.

общая сумма проплат составляла уже – 85 млрд грн.

На этот раз топ-40 компаний получили 90% денег, а пятерка фирм – 51%.

Лидером вновь стала ООО «Автомагистраль-Юг».

На август 2021 г.

стоимость тендеров составляла 115 млрд грн, которую распределили между 42 подрядчиками.

В топ крупнейших игроков (картель), вошли следующие компании: знакомая нам ООО «Автомагистраль-Юг», турецкая «Onur Taahhut Tasimacilik Insaat Tic.

ve San.

S» и родственная с ней украинское ООО «Онур Конструкшн Интернешнл"; компания «Ростдорстрой», которая владеет значительной частью у "ООО РДС-Полтава"; "ШРБУ-48"; "Технобудцентр"; совместное украинско-немецкое предприятие "Автострада"; "Энергетически-дорожное строительство" и "СУАП "Интервиас Украина".

Игра на публику.

В целом, дорожный мегаремонт Украины сводится к реставрации «убитой» инфраструктуры.

А где же реконструкция мостов и строительство новых развязок? За последние семь лет в том же Киеве с его миллиардным бюджетом, кроме Шулявского путепровода (цена которого от первоначальной выросла вдвое), да еще достройки развязки у Речного вокзала, начатой при «преступной власти» - новых объектов введено в эксплуатацию не было.

И так во всем.

Возьмем те же детсады и школы, которые, с одной стороны, строятся и ремонтируются в рамках «Большого строительства», с другой - массово закрываются в связи с образовательной реформой.

С 2027 г.

ученикам вообще будет проблематично перейти учиться в 10-11(12) классы так как для этого нужно будет поступать в лицеи, которые в связи с изменением в законодательстве, сможет позволить далеко не каждая община.

Та же программа «Большое строительство.

Авиация и туризм».

Власти декларируют о развитии отечественного авиастроения и с гордостью заявляют, что у некогда флагмана авиастроения ГП “Антонов” за два года заказали четыре самолета.

В то же время Украина планирует закупить 22 самолета Airbus у Франции.

Это, простите, как?.

Возьмем госпрограммы по “воскрешению” железной дороги.

Почему-то правительство подписывает меморандум со швейцарской Stadler на закупку десятков пригородных поездов, вместо того, чтобы отдать заказ отечественным производителям.

Также Украина не развивает собственное локомотивостроение, предпочитая закупать на Западе тепловозы и электровозы.

Создается впечатление, что власти подыгрывают всем, кому можно, и лишь соблюдение государственных интересов - побоку.

А потому в стране сворачивается производство, сокращается социальные дотации, растут тарифы и цены, убивается образование.

В конечном итоге это все это вылезет боком, в том числе тем, кто возомнил себя украинской элитой.

Источник материала
loader
loader