/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F8e1e41330b11825a49a485380cddc027.jpg)
Еврокомиссия откроет «линии солидарности» для вывоза из Украины заблокированного россией зерна
Об этом сообщается на сайте Еврокомиссии, передает Укринформ.
«В рамках солидарности с Украиной Европейская комиссия сегодня представила пакет действий для помощи Украине в экспорте ее сельскохозяйственной продукции. После российского вторжения и блокады украинских портов была приостановлена доставка потребителям украинского зерна и других сельскохозяйственных товаров. Эта ситуация угрожает глобальной продовольственной безопасности, что свидетельствует о срочной необходимости альтернативной логистики и организации других путей доставки с использованием всех соответствующих моделей транспорта», – говорится в сообщении.
Отмечается, что «линии солидарности» будут использоваться не только для организации экспортных операций с зерном, но и для доставки других необходимых товаров, от гуманитарных грузов до удобрений и кормов для животных.
Еврокомиссия констатирует, что, несмотря на усилия по упрощению трансграничного сообщения между Украиной и ЕС, тысячи вагонов и грузовиков ожидают разрешений на пересечение границы с украинской стороны. Среднее время ожидания составляет 16 суток, а на некоторых участках – до 30 суток. Большое количество украинского зерна все еще находится на элеваторах, готовое к экспорту.
Есть и техническая проблема – украинские вагоны не совместимы с большинством железнодорожных путей в странах ЕС из-за отличий в ширине путей. Это требует альтернативных решений.
Поэтому Еврокомиссия вместе со странами-членами предложила срочные организационные меры. В частности, участникам рынка ЕС предлагается рассмотреть возможность предоставления дополнительных грузовых автомобилей и других мощностей для транспортировки украинского зерна. Чтобы ускорить процесс, Еврокомиссия создала специальную логистическую платформу для обеспечения упрощенного пересечения границ через «линии солидарности».
В свою очередь Украине и экспортерам предложено определить приоритетность транспортировки сельскохозяйственных грузов для максимально эффективного использования существующей инфраструктуры. С Украиной будет заключено специальное соглашение по организации автоперевозок, которое также позволит уменьшить количество «узких мест». Еврокомиссия изучит возможность предоставления финансовых гарантий владельцам автотранспорта, въезжающего на территорию Украины.
В то же время, ЕК призвала национальные органы стран-членов максимально упростить процедуру пересечения границы.
Также организуются на территории ЕС временные хранилища для украинских товаров, которые будут использоваться при организации экспорта.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе Еврокомиссия предлагает целенаправленную работу по усовершенствованию транспортного сообщения между Украиной и ЕС, что предусматривает организацию новых транспортных коридоров и увеличение пропускной способности.
В частности, администрации фонда «Объединение Европы» (Connecting Europe Facility – CEF) предложено предоставить предложения по практическим шагам по улучшению транспортного сообщения, включая реконструкцию железной дороги и терминалов.
В этом контексте Европейская комиссия приняла решение о заключении соглашения высокого уровня с Украиной и обновлении карты Трансевропейской транспортной сети (TEN-T) в рамках политики ЕС по распространению этой сети на соседние страны.
По данным Еврокомиссии, в обычных условиях около 75 процентов украинского зерна идет на экспорт, что позволяет генерировать около 20 процентов от общего объема годовых экспортных поступлений. К началу войны через черноморские порты Украины перевозилось до 90 процентов от объема экспорта зерна и подсолнечника. На Европу, Китай и страны Африки приходилось около трети экспорта.
По оценке Еврокомиссии, с помощью ЕС из Украины в течение следующих трех месяцев должно быть перевезено не менее 20 миллионов тонн зерна, что является огромным вызовом с точки зрения логистики.
Как сообщалось, после начала военной агрессии против Украины россия заблокировала судоходство в Черном море, что привело к задержке в портах многих десятков судов с отгруженным зерном. Захватчики пытаются изымать это зерно и торговать украденным урожаем с третьими странами.
По оценке ООН и других международных организаций, военное вторжение россии в Украину, которая остается одним из мировых лидеров в производстве сельскохозяйственной продукции, может привести к продовольственному кризису и ставит под угрозу голода целые страны.

