Галопом по Европам: Украина получила "безвиз" в Евросоюзе/Наша страна сделала еще один шаг на пути евроинтеграции
Галопом по Европам: Украина получила "безвиз" в Евросоюзе/Наша страна сделала еще один шаг на пути евроинтеграции

Галопом по Европам: Украина получила "безвиз" в Евросоюзе/Наша страна сделала еще один шаг на пути евроинтеграции

Одним из важных событий уходящей недели стало подписание с Евросоюзом соглашения о грузовых перевозках, которое также известно как "транспортный безвиз". "Апостроф" выяснял, что дает нашей стране эта договоренность, и каковы перспективы ее дальнейшей реализации.

Теперь можно без разрешения

Вторжение россии в Украину спровоцировало огромное количество сопутствующих процессов, как внутри нашей страны, так и во всем мире. Один из них оказался достаточно неожиданным – война резко ускорила процесс европейской интеграции Украины. И, помимо официального обретения статуса кандидата в члены ЕС, на сегодняшний день речь идет уже о пяти "безвизах" с Европейским Союзом.

Имеется в виду, что Украина присоединится к пяти соглашениям, которые обеспечивают беспрепятственное передвижение товаров и услуг внутри ЕС, а именно в сфере энергетики, таможни, перевозок, цифрового рынка и торговых условий.

Правительство давно вело переговоры с европейскими партнерами о подписании соответствующих документов. И, честно говоря, его успехи в этом направлении до начала войны можно охарактеризовать как достаточно скромные.

Однако российская агрессия резко изменила ситуацию. К первому "безвизу" - энергетическому - Украина присоединилась буквально через несколько дней после начала войны. И случилось это при весьма драматических обстоятельствах. Как раз в ночь с 23 на 24 февраля было запланировано отключение украинской и молдавской электросетей от российской и белорусской. В ходе этого отключения планировалось провести метрологические работы, необходимые для предстоящего присоединения сетей Украины и Молдовы к объединенной европейской сети.

Отключение произошло по плану, а вот об обратном подключении после начала войны уже не могло быть и речи. Украинская энергосистема оказалась один на один с проблемой поддержания собственной стабильности.

И здесь нужно отдать должное европейским партнерам, которые буквально через две недели решили все вопросы, необходимые для присоединения украинской электросети к европейской, что позволило поддержать ее стабильность в самые тяжелые дни. А уже в июне Украина вошла на европейский рынок электроэнергии, начав первые экспортные поставки.

Впрочем, на этом интеграция не прекратилась. Несколько дней назад Украина заключила соглашение о еще одном "безвизе" с ЕС - транспортном. Во французском Лионе министр инфраструктуры Александр Кубраков подписал от имени нашей страны соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом.

Это соглашение, в частности, предусматривает признание в Евросоюзе украинских водительских удостоверений. Кроме этого, оно отменяет необходимость для украинских перевозчиков получать специальные разрешения для осуществления двусторонних и транзитных перевозок в государства ЕС. Это значительно облегчит транспортное сообщение Украины с другими странами Европы.

"Количество этих разрешений всегда ограничивалось и всегда было предметом достаточно сложных переговоров между Украиной и странами ЕС, - рассказал "Апострофу" министр инфраструктуры Украины в 2016-2019 годах Владимир Омелян. - Каждая страна выделяла ограниченное количество разрешений (Польша - 200 тысяч, Румыния - 100 тысяч и т.д.). Этого количества всегда не хватало для удовлетворения всех потребностей в перевозках".

Особенно проблема обострилась после подписания в 2014 году соглашения об ассоциации с ЕС, в результате чего товарообмен между Украиной и Евросоюзом начал стремительно расти. Вместе с тем, перемещение товаров ограничивалось имеющимся количеством разрешений.

С началом массированного российского вторжения все оказалось еще хуже, поскольку западная граница стала практически единственным направлением внешней торговли Украины.

"Европейские перевозчики сейчас не очень охотно ездят в Украину, поскольку риски таких перевозок и стоимость страхования из-за войны очень выросли, - говорит Владимир Омелян. - К тому же они не хотят нести потери, связанные с многочасовым простаиванием в очередях на границе. При этом грузопоток через западную границу значительно возрос. И в условиях ограничений для украинских перевозчиков обслуживать его слишком тяжело. Фактически, речь шла об искусственной блокировке перевозок".

Однако подписание соглашения позволяет решить проблему административных ограничений на границе. Теперь украинские фуры смогут выполнять неограниченное количество рейсов во все страны-члены ЕС.

Хотя всех проблем это все равно не решает, поскольку на сегодняшний день украинская пограничная инфраструктура не готова для резкого роста количества машин.

"Сегодня, когда формальные ограничения сняты, рост грузопотока тормозится техническими ограничениями, - объясняет Омелян. - Например, граница Польши с Германией имеет примерно такую же протяженность, как и польско-украинская. И до присоединения Польши к ЕС на этой границе работало около 80 пунктов пропуска. Украину же с Польшей сегодня соединяет только 10 пунктов. Это и влечет за собой многокилометровые очереди на границе и значительные ограничения движения грузов".

Поэтому, по его мнению, одной из наиболее насущных задач правительства на сегодняшний день является ускоренное строительство новых пунктов пропуска на границах с европейскими странами.

Кроме того, для развязывания транспортных проблем правительство должно решить еще один принципиальный вопрос - организацию совместного с соседями таможенного контроля.

"Пока мы не решим этого вопроса, на границе будут проблемы с очередями, а контрабанда будет оставаться одной из главных коррупционных схем, – говорит Владимир Омелян. – Сейчас все зависит от политической воли сторон и, прежде всего, Украины".

Фото: Pixabay

Важно понимать, что развитие транспортного сообщения с европейскими странами позволит решить не только нынешние насущные проблемы, но и в значительной степени будет способствовать послевоенному экономическому возрождению.

"Тенденции последнего времени – предоставление Украине статуса кандидата на вступление в ЕС, снятие пошлин и ограничений на экспорт украинских товаров – говорят о том, что в течение следующих лет спрос в Европе на украинские товары будет расти, – рассказывает изданию доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский.- Украинские производители, в частности аграрии, уже делают шаги для того, чтобы этот спрос удовлетворить. Они наращивают производство товаров с большей добавленной стоимостью - мяса, овощей, ягод. Это позволит им уменьшить собственную зависимость от экспорта зерновых".

Впрочем, сельскохозяйственная продукция с большей добавленной стоимостью, как правило, имеет более короткий срок годности, чем зерновые и растительное масло, которые являются главным отечественным агроэкспортом. Поэтому, по мнению эксперта, увеличение ее производства приведет к возрастанию значения сухопутных перевозок, которые являются более скоростными, чем морские. Поэтому транспортный "безвиз", который позволяет фурам быстро и беспрепятственно пересекать украинско-европейскую границу, является шагом в правильном направлении.

Новая инфраструктура за европейские деньги

Еще одно важное решение, принятое одновременно с подписанием транспортного "безвиза", - присоединение Украины к Трансевропейской транспортной сети (TEN-T). Эта сеть является одним из крупнейших инфраструктурных проектов ЕС, который объединяет автомобильное, железнодорожное, речное и авиационное сообщение с целью создания условий для беспрепятственного передвижения по континенту товаров и людей. Теперь частью этой системы является и украинская транспортная сеть, что, по мнению экспертов отрасли, открывает значительные перспективы ее развития.

"По довоенным подсчетам, интеграция нашей транспортной системы в TEN-T способна принести 5-10 миллиардов долларов инвестиций в развитие инфраструктуры, – рассказывает Владимир Омелян. – Украина сможет претендовать на европейские гранты и кредиты, которые позволят значительно улучшить логистику внутри государства и привлечь новые грузопотоки.

Наиболее перспективным направлением развития в рамках TEN-T, по мнению эксперта, является железнодорожный транспорт.

"Укрзализныця", безусловно, продемонстрировала настоящий героизм во время эвакуации людей, – говорит Омелян. – Это беспрецедентный пример в истории Европы – эвакуация такого большого количества людей в течение столь короткого времени. Однако следует признать, что сегодня наш железнодорожный транспорт находится в плохом техническом состоянии и нуждается в реформировании и реконструкции.

Наиболее перспективным проектом, по его мнению, может стать переход "Укрзализныци" на европейские рельсы в буквальном смысле этого слова. Создание на территории Украины путей европейской ширины позволит намного быстрее транспортировать грузы в Европу и обратно.

"В первую очередь, необходимо протянуть европейскую колею до Львова. Следующим этапом может стать продолжение ее до Одессы, а затем такие пути можно распространять дальше на восток, - рассуждает бывший министр инфраструктуры. - При этом проектировать новые пути сразу необходимо таким образом, чтобы они обеспечивали скорость движения пассажирских поездов до 250 километров в час, что позволит резко повысить качество услуг на железной дороге".

Теги по теме
война Евросоюз граница
Источник материала
Поделиться сюжетом