Здание уничтожили, театр – нет.
Четыре месяца назад, 16 марта, оккупанты сбросили авиабомбу на здание драмтеатра в Мариуполе.
Оно разрушено до основания.
Но ракетами культуру и искусство захватчикам не убить, уверяют актеры.
Два месяца назад Мариупольский драмтеатр нашел убежище в Ужгороде.
На большой сцене, в здании Закарпатского областного академического музыкально-драматического театра имени братьев Шерегиев, актеры с большим успехом дали премьерный спектакль Крик нації.
Она об украинском поэте-шестидесятнике Василии Стусе.
– Черновое название пьесы было Іду за край, но мы его изменили.
Хотелось, чтобы первым спектаклем разбомбленного театра было что-то мощное, мощная личность.
И, конечно, первый, кто пришел в голову – это Василий Стус.
Он часть жизни прожил в Донецкой области.
Поэт-шестидесятник, публицист, переводчик, мыслитель и правозащитник.
Это человек, пострадавший за украинскую культуру и язык.
Биографические страницы жизни Василия Стуса находят аналогии в новейшей истории Украины.
В работе над постановкой творческая группа перечитала многие варианты пьес о Василии Стусе.
В результате – написала новую, – говорит режиссер, заслуженная артистка Украины, и.
директора Донецкого академического областного драмтеатра (г.
Мариуполь) Людмила Колосович.
Крик нації – это голос каждой творческой единицы Донецкого драмтеатра, сливающийся в единый крик нации.
Так театр анонсировал свое представление.
Над первой постановкой эвакуированного театра в Ужгороде вместе с режиссером-постановщицей Людмилой Колосович работала художница Эмма Зайцева и режиссер по пластике Наталья Каспшишак-Сенив.
В постановке задействована вся труппа театра.
В Ужгород из Мариуполя переехало 13 работников.
До полномасштабного вторжения в драмтеатре Донецкой области работало 210 человек.
Около полусотни из них — актеры.
Часть осталась в оккупированном городе и согласилась развлекать оккупантов.
Мы бежали по трупам: оперная певица вспомнила побег из разрушенного драмтеатра Мариуполя.
Репетиции продолжались полтора месяца.
Проходили почти каждый день, по сеть часов.
У каждого актера по несколько ролей.
Их задача – максимально передать настоящего Стуса.
Они признаются, что ожидали премьеру с большим волнением.
– Я довольна тем, что осталась в профессии, что работаю.
Это очень важно, что мы занимаемся любимым делом, – говорит актриса Донецкого академического областного драмтеатра (г.
Мариуполь) Елена Белая.
Формат представления необычен – сцена на сцене.
Смотреть представление актеры предложили зрителям прямо на сцене.
Таким образом, театралы стремились создать эффект присутствия.
То есть граница между зрителем и актером – условная.
Крик нації.
Эвакуированный в Ужгород Мариупольский драмтеатр показал премьерный спектакль / 2 фотографии.
Мариупольский драмтеатр возрожден.
Он продолжает творить.
Сохранить украинское искусство для этих актеров очень важно.
– Я не перестаю благодарить всех коллег, которые меня поддерживали на Закарпатье.
Мы сделали огромную работу и мощный вклад в развитие театрального искусства Украины.
Да, нам было тяжело.
Но мы показали, что украинская культура, как бы ее ни пытались убить оккупанты, все равно выживет и будет жить.
Чтобы рассказывать будущим поколениям, что мы — великая нация, – говорит Людмила Колосович.
Премьерные показы первого спектакля после переезда запланированы еще и на 18 и 23 июля.
Мариупольский драмтеатр планирует показать представление в закарпатском городе Мукачево.
Труппа собирается на гастроли в разные города Украины.
Крик нації.
Эвакуированный в Ужгород Мариупольский драмтеатр показал премьерный спектакль / 2 фотографии.
Театралы уже получили приглашение от украинской диаспоры США, есть договоренности с организаторами фестиваля украинского театра в Польше.
А также ведут переговоры со словаками и французами.
Мариупольцы стремятся Крик нації показать всему миру.
Театр должен предсказывать будущее: экс-министр культуры Нищук о совмещении службы с актерством.