/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F56a6b328283acff31626ea2b91853cda.png)
Членство Украины в НАТО стало запрещенной темой для обсуждения западных чиновников – СМИ
Возможное членство Украины в НАТО для многих западных чиновников стало темой, которую они избегают.
В случае активных расспросов журналистов политики дают заученные, краткие и механические ответы.
Вопрос этот настолько табуирован, что многие союзники по НАТО стараются даже не упоминать о нем.
В издании напомнили, что когда в сентябре Украина запросила ускоренный процесс присоединения к военному альянсу, НАТО публично подтвердила свою политику открытых дверей, но не дала конкретного ответа.
А на прошлой неделе, когда встречались министры иностранных дел стран НАТО, их заключительное заявление просто указывало на расплывчатое обещание 2008 года о том, что Украина когда-нибудь присоединится к этому клубу.
Среди причин, по данным журналистов, то, что НАТО расколота по поводу того, как, когда (а в некоторых случаях даже по вопросу того, должна ли вообще) Украина присоединится к организации.
Крупные столицы также не хотят больше провоцировать Кремль, зная о сверхчувствительности Владимира Путина к расширению НАТО на восток.
И, самое главное, членство в НАТО по закону требует, чтобы союзники пришли на помощь Украине в случае нападения – перспектива, о которой многие не будут говорить.
В результате, хотя Европа и США преодолевают одно табу за другим с тех пор, как Россия вторглась в Украину в феврале, перебрасывая горы смертоносной военной техники в Киев, накладывая когда-то немыслимые санкции на Москву, отказываясь от российских энергоресурсов – перспектива вступления Украины в НАТО остается за границами международной политики.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, комментируя ситуацию, отметил, что есть еще много психологических барьеров, которые необходимо преодолеть в общении с западными партнерами, и членство в НАТО – один из них.
В конечном счете, немногие союзники сомневаются в долгосрочных перспективах членства Украины – по крайней мере, теоретически.
Разногласия больше касаются того, как и когда следует решать вопрос о членстве Киева.
Ряд восточных союзников выступают за более тесные политические отношения между Украиной и НАТО и хотят иметь более конкретный план, который подготовил бы почву для членства.
– Я думаю, что это в принципе неизбежно, – сказал министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, – что НАТО должен найти способ принять Украину.
Большинство других союзников, по сути, избегают этой темы, не отвергая стремление Украины вступить в НАТО, но повторяя тщательно продуманную линию о сосредоточении внимания на текущей войне.
Так, генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что самая неотложная и срочная задача сейчас – обеспечить победу Украины как суверенного, независимого демократического государства в Европе.
А министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хекстра на той же неделе сказал, что главная задача – это помощь Украине на поле боя.
Постоянный представитель США в НАТО Джулианна Смит повторила эту мысль в интервью.
– Сейчас основное внимание уделяется практической поддержке Украины, – заявила она.
Аналитики говорят, что линия разлома проходит в первую очередь между западноевропейскими столицами, такими как Берлин и Париж, которые рассматривают членство как сверхчувствительный вопрос, которого следует избегать в данный момент, и некоторыми восточными столицами, которые рассматривают вступление Украины как цель, ради которой альянс может начать работать.
С началом войны этот разрыв только усугубился, сказал исполнительный директор по Европе в Международном институте стратегических исследований Бен Шреер.
– Некоторые страны просто не хотят даже разговаривать об этом, потому что считают, что это может еще больше ожесточить реакцию России, – заявил он.
Украинские официальные лица признают, что членство в НАТО не является неизбежным, но они все еще хотят жеста от альянса.
– Идеальным сценарием было бы, конечно, очень простое предложение от НАТО: “Хорошо, мы получили вашу заявку, мы начинаем процесс ее рассмотрения”.
Это уже было бы важным достижением, – сказал Кулеба.
Он представил мирный план из 10 пунктов о том, как можно предотвратить повторение российской агрессии.
Но остается неясным, захотят ли западные партнеры Украины предоставить какие-либо юридически обязывающие гарантии – или что-либо, кроме пункта статьи 5 НАТО о коллективной обороне.
Там опасаются реакции России и того, что они могут стать частью российско-украинского конфликта.
Однако победа Украины может изменить расчет внутри НАТО.
– Если Украина застрянет в тупике, членства в НАТО не будет.
Но если она вернет себе свою территорию со всеми границами – какими бы ни были эти границы, включая Крым или нет, потому что это фундаментальный вопрос для Украины, – тогда, я думаю, все может пойти очень быстро, – считает директор программы Европа Центра стратегических и международных исследований Макс Бергманн.
– Для нас было бы почти невозможно выдержать давление России и одержать победу на поле боя без них, – подчеркнул он.
Но, добавил министр иностранных дел, психологические барьеры Запада необходимо преодолеть, “изменив ракурс”.
По его словам, партнеры Киева должны начать рассматривать членство Украины как возможность, а не как угрозу.
ЧитайтеРФ хочет не переговоров, а заморозки войны для наступления весной — генсек НАТО.

