Словно высмеивая затянувшийся период молчания между формальным анонсом Bayonetta 3 и ее прошлогодним релизом, новости о существовании Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon на публику были обрушены как гром среди ясного неба.
Да и какие новости: вместо гиперсескуализации будет сказка, вместо динамичного хак-энд-слеш-безумия настала пора уютных прогулок по лесу, а изорщенные казни ангелов с демонами уступили место пазлам и ассиметричному управлению сразу двумя героями одновременно.
Но не может же быть все так просто? Какие сказки, пазлы и асимметрия, да еще и в игре про Байонетту? Где-то должен быть сюрприз, выбитая из-под ног почва.
В конце концов речь идет о детище команды Platinum.
И сюрприз действительно есть, но только совсем в неожиданном формате.
Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon — это предельно доступная, понятная и легкая для восприятия вещь.
Аккуратная детская игрушка, которая ни на секунду не пытается быть сложнее, чем кажется на первый взгляд, в чем, в конечном счете, кроется ее главная ценность.
Секрет любой хорошей сказки — это талантливый рассказчик, убедительная фигура, способная наделить даже простейшее повествование необходимой текстурой и настроением.
В Cereza and the Lost Demon талантливый рассказчик присутствует: мягкий голос проводит игрока через толстую и яркую книжку, полную запоминающихся иллюстраций, и историю о становлении юной ведьмы и ее неожиданного союзника.
Будучи рожденной в запретном союзе, с раннего детства девочка Сереза росла как одинокий изгой.
Проблем добавляла и ее разлука с родителями — отец был отправлен в изгнание, а мать стала жертвой бессрочного заточения в темнице.
Видеться с мамой Сереза все еще могла, но и та радость продлилась недолго - вскоре семью разбили окончательно.
Не желая мириться с положением, Сереза спаслась бегством из своего городка и поселилась в доме у могучей ведьмы-отшельницы Морганы.
Чародейка взяла девочку под крыло и начала обучать ее основам волшебства, поселив в сердце героини слабую надежду на возможность спасти родную маму и вновь утонуть в ее объятиях.
Следующие месяцы Сереза проводит за усердными тренировками, но несмотря на строгость и доброжелательность своей новой наставницы, непоседливая юная ведьма не покидает идеи бросится на спасение своей семьи как можно скорее.
Еще сильнее к действию девочку подстегивает таинственное видение, где к ней через сон обращается незнакомая фигура, зовущая Серезу отправиться в лес Авалон, откуда обычному человеку назад дороги нет.
Решив, что в кронах волшебных деревьев сокрыт ключ к спасению мамы, ведьма закрывает глаза на предостережения Морганы и безрассудно отправляется навстречу большому приключению.
Приключению, которое почти оборачивается трагедией.
Сереза оказывается в западне, путь девочке преграждают неприветливые феи — злые существа, не имеющие привычки проявлять жалость к чужакам.
Из последних сил Сереза призывает на помощь безымянного демона, и тот успешно справляется со своей миссией.
Но вот незадача — по шутке судьбы адское исчадие оказывается прикованным к тряпичной кукле кота Чешира — последнего подарка Серезе от ее любимой мамы.
Найдя в ожившем Чешире единственного спутника и союзника, Сереза наконец начинает свой путь, где ее, разумеется, ждут опасности, открытия, маленькие поражения и большие победы.
Детально передать тонкости завязки Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon очень важно.
По той причине, что до последнего акта больших нарративных неожиданностей игра преподносить больше не будет.
Вместо этого простая, но функциональная история становится прямой дорожкой из рельс, которая прокатит вас через привычные драматические эпизоды и общую игровую структуру.
Это, однако, не значит, что удивлятся будет нечему.
Персонажи и ключевые события, описанные здесь, — это новая составная часть общего канона вселенной (или теперь уже мультивселенной) бренда Bayonetta.
Но для комфортного восприятия игры все эти детали вовсе не обязательны — Cereza and the Lost Demon совсем не про сложность, в том числе и в отношении заготовленных сценаристами сюжетных ниточек.
При этом общая доступность игры на этапах первичного знакомства с ней может несколько контрастировать с непривычной моделью управления.
Все потому, что вместо одной лишь Серезы вам также предстоит контролировать действия Чешира.
А чаще всего и то, и другое в одновременном порядке.
Реализована система следующим образом: левый контроллер Joy-Con отдан полностью под действия, закрепленные за ведьмочкой, а манипуляции правым контроллером позволяют принимать решения за большого демонического кота.
Камера всегда остается фиксированной и держит изометрические планы, меняясь в зависимости от сцен и определенных контекстных ситуаций, создавая нужные дизайнерам акценты.
Уводить обоих персонажей друг от друга на значительное расстояния нельзя, поэтому Сереза и Чешир обычно всегда остаются в рамках одного “экрана”, а если какой-то из героев выпадает за пределы камеры, то игра удобно подсвечивает его маленьким значком.
В сущности, всю игру можно без особых препятствий пройти в условном кооперативном режиме на одном экране.
Достаточно разделить контроллеры между двумя игроками и смириться с компромиссами ограничений, наложенных на Серезу и Чешира.
Главное помнить, что девочка — центральное действующее лицо и основной вектор прогресса, тогда как котик выполняет преимущественно боевые задачи и “грязную” работу.
Ключевая особенность Серезы — возможность выполнять магические заклинания с помощью скромного танца, требующего от вас поймать легкий ритм движением стика.
Волшебством героиня активирует различные элементы окружения — распускает бутоны цветов, проращивает ветви деревьев и открывает новые пути.
Иное применение магии — смыкание на противниках обездвиживающих оков, благодаря которым враги временно теряют мобильность.
Котик же становится грубой силой дуэта.
Если намечается бой, то Чешир может заспросто расправиться с врагами с помощью своих клыков и когтей.
Ничего экстравагантного, особенно на начальных этапах — три последовательных атаки и заряженный укус, который выступает финишером для комбо или же автоматическим добиванием уже ослабленного врага.
Никаких лаунчеров и воздушных серий — все очень по-скромному.
Постепенно боевая система все же делает несколько осторожных шажков вперед.
Например, у Чешира появятся сразу четыре элементальные формы, каждая из которых обладает своими уникальными свойствами.
Один из вариантов, например, позволяет парировать атаки, второй — отбирать у фей их щиты и защиту, а третий способен впитывать в себя намного больше вражеского урона.
Остроты битвам придает необходимость управлять Серезой и Чеширом одновременно.
Полноценная шкала здоровья есть только у девочки, тогда как кот, пропустив слишком много атак, просто превращается в куклу, после чего приходится выждать какое-то время перед тем, как он соберется с силами.
Однако учитывая, что демон — ваша единственная атакующая опция, в интересах игрока лишний раз не ставить его под удар.
Благодаря такой несложной динамике даже самые рядовые схватки требуют к себе определенного внимания — вы ловко обходите параллельные атаки обоими героями, держите Серезу рядом с соперниками, чтобы вовремя их обездвижить, и используете арсенал Чешира, чтобы поскорее закончить битву с минимальными потерями.
Тем не менее, какой-либо серьезной сложности от сражений ждать совершенно точно не стоит.
Игра простая, очень простая.
Более того, если стандартная сложность по какой-то причине покажется вам некомфортной — ее можно модульно скорректировать, фактически автоматизировав целые игровые механики.
Очевидно, что подобный подход реализовывался с желанием Platinum.
Games охватить широкую аудиторию пользователей, в том числе совсем юных игроков.
Серьезных претензий о низкой требовательности игры к вашим навыкам сформулировать не получится, особенно учитывая, что бои занимают незначительную часть всего прохождения.
Единственное серьезное замечание относительно сложности — это тот факт, что доступность сражений почти сводит на нет одну из геймплейных механик, а именно систему зелий.
Баночки и скляночки с едким варевом могут восстанавливать здоровье Серезы, ее магический потенциал и силы Чешира, но повода воспользоваться ими вы вряд ли найдете — битвы заканчиваются быстрее, чем появляется нужда в отварах.
Одна из прелестей механической скромности Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon кроется в ловком и последовательном задействовании ограниченного количества геймплейных систем в самых изобретательных вариациях.
Все способности Серезы и Чешира, доступные вам в бою, также находят свое применение и в процессе исследования Авалона.
Удары сильного котика разламывают сухие ветви деревьев, обнажая неизведанные тропы, заклятья ведьмы вдыхают жизнь в еще спящие растения, а тряпичная кукла растягивается в волшебный канат, способный доставить вас на другую сторону неприветливого обрыва.
Все эти действия совершаются через интуитивно понятное управление, которое сохраняет верность себе вне зависимости от происходящих на экране интеракций.
Игре также удается держать одинаково ровный темп, не буксуя на месте и не скатываясь в чрезмерное самоцитирование.
За десять-двенадцать часов прохождения Cereza and the Lost Demon никогда не изменяет заданной динамике — буквально каждые полчаса вам показывают новых противников, способности и комбинации пазлов, попутно меняя декорации и выводя на сцену новых персонажей, разбавляя историю маленькими зарисовками с комичными или трогательными красками.
По духу Cereza and the Lost Demon старается перенимать в себя дизайнерскую философию, свойственную многим классическим японским приключенческим играм.
Из самых прямых и напрашивающихся ассоциаций — The Legend of Zelda и Okami.
По разным причинам, объединенным одной идеей — естественной геймплейной прогрессией, где сложные и яркие уровни постепенно поддаются силам игроков, движимых естественным любопытством и планомерно расширяющимся арсеналом умений.
Дебри Авалона — сложный лабиринт, где сокрыты сотни сокровищ.
Волшебные артефакты, позволяющие Серезе с Чеширом становится сильнее, ингредиенты для зелий и попавшие в беду Духи — далеко не все из этого бережно раскидано по очевидным дорожкам и маршрутам, а значит для того, чтобы найти все секреты, нужно внимательно заглядывать под каждый кустик или подозрительное деревце.
Большинство призов не потребуют чрезмерных усилий или серьезной инвестиции времени, хватает буквально пары минут для того, чтобы найти очередной сундук и услышать игровую мелодию, сопровождающуюся заливистым смехом Серезы, обрадованной полезной находкой.
Самой детальной частью опционального контента Cereza and the Lost Demon являются карманные измерения — особые расколы реальности, встречающиеся в удаленных уголках леса.
Часть из них вы найдете и в порядке естественного прохождения, но существенную часть придется искать самостоятельно.
Разломы представляют из себя небольшого размера “подземелья”.
Если играли в The Legend of Zelda: Breath of the Wild, то можете представить себе Святилища — концепт тот же.
В этих подземельях вас ждет какое-нибудь испытание — серия комнат или арен, оттачивающих ваши навыки.
Где-то нужно сражаться с противниками на особых условиях, где-то избегать урона.
Некоторые разломы завязаны на решении пространственных пазлов, другие становятся проверкой на ловкость, а самые интересные спрашивают, насколько хорошо вы овладели параллельным управлением Серезой и Чеширом.
Внешне, правда, все разломы выглядят абсолютно идентично, но этот момент можно просить на фоне прекрасного визуального исполнения остальных секций.
Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon — красивейшая игра, где альтернативой высокой детализации стала ставка на пастельную стилизацию с контрастирующими глубокими тонами и оттенками.
На скриншотах красоту можете не искать — разрешение у проекта невысокое, а алгоритмы рендеринга в статике картинку не красят — вся магия сразу рушится.
Но поверьте на слово или лучше посмотрите живой геймплей — почти каждый уровень здесь выглядит как мягкая зарисовка талантливого иллюстратора, облагороженная десятком динамичных деталей.
Самое большое чудо, что несмотря на “шумность” изображения, уровни крайне редко теряют в читаемости — всегда понятно, куда нужно идти, куда идти можно, а куда идти не надо.
Ну а если все-таки запутаетесь, то можно прибегнуть к помощи карты — она сразу покажет где вы находитесь, но вот дальнейший маршрут по ней составлять несколько неудобно, этот момент реализован не лучшим образом.
Модели персонажей, несмотря на очевидную минималистичность, у художников тоже получились выразительными.
Во многом это достигается за счет очень милых анимаций — все действия Сереза совершает с пушистой наигранностью, как игрушечная фигурка в руках аккуратного и творческого ребенка.
У анимаций также есть некоторое количество вариаций — даже привычные действия героиня постепенно начинает выполнять иначе, все большое обживаясь в образе юной волшебницы.
Чешира тоже хочется похвалить — кусается и бьет лапами почти как настоящий демонический кот.
Окончательно впечатление о внешней презентации Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon закрепляет удивительный саундтрек.
Для игры записали пышный альбом разноплановой музыки, подходящий как для того, чтобы формировать уместные в процессе прохождения эмоции, так и для отдельного прослушивания.
Треки вышли разные и рельефные — угрюмый эмбиент, легкие инструментальные партии, нежные мелодии и красивейшая закрывающая песня с вокалом на ирландском языке.
Некоторые композиции даже вызывают приятную и крайне неожиданную ассоциацию с музыкой, которую Нобуо Уэмацу писал для игр линейки Final Fantasy в эпоху оригинальной Play.
Station — есть в них что-то ностальгически легкое.
А если вы знакомы с музыкальной картиной предыдущих выпусков Bayonetta, то можете заранее подготовить уши к классному фансервису — будет чему порадоваться.
По итогу прохождения Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon воспринимается как внезапный подарок, упакованный в изящную коробку, украшенную пышным и ярким бантиком.
Прекрасный пример уверенной в себе и увлекательной игры, подходящей для самой широкой, в том числе и детской аудитории.
Но даже если вы большой и строгий дядя с густой бородой — все равно не проходите мимо, ведь даже взрослым иногда хочется верить в сказки.
А поверить в историю Церезы и Чешира у вас получится с первых мгновений.