Финляндия – страна с крупнейшими доходами от игр. В чем секрет успеха ее игровой отрасли
Финляндия – страна с крупнейшими доходами от игр. В чем секрет успеха ее игровой отрасли

Финляндия – страна с крупнейшими доходами от игр. В чем секрет успеха ее игровой отрасли


Финляндия – родина многих известных игр, от "Змейки" до Angry Birds. Рассказываем, как стране удалось стать успешной в этой сфере

В прошлом году Netflix объявил о приобретении трех студий разработки видеоигр: американских Night School Studio и Boss Fight Entertainment, а также финской Next Games. Позже стало известно о намерениях гиганта видеоконтента открыть еще одну внутреннюю студию в Хельсинки, причем в отличие от предыдущих трех это будет не приобретенная студия, а созданная с нуля. Из этого следует, что столица Финляндии может стать основным европейским центром всего видеоигрового направления в бизнесе Netflix.

Liga.Tech разобралась в причинах такой заинтересованности корпорации в этой небольшой северной стране, которая создала "Змейку" и Angry Birds.

Angry Birds и Max Payne. Большие надежды и громкие имена

В 2020 году игровая индустрия Финляндии сгенерировала 2,4 млрд евро, причем 500 млн евро из этой суммы являлись чистой прибылью. 46 из примерно 200 студий, расположенных в стране, за год заработали более 1 млн евро. Доход четырех превысил 100 млн евро за тот же период времени. Такие цифры в годовом отчете приводил портал PlayFinland.

Финляндия стала родиной многих всемирно известных и успешных игровых студий.

Supercell – до недавних пор считалась безоговорочным лидером среди финских разработчиков. Она создала такие популярные игры как Clash Royale, Clash of Clans и Brawl Stars. В 2015 году эта компания генерировала 88% выручки всей финской игровой индустрии, однако в 2020 году ее доля сократилась до 54%. Supercell известна своим неторопливым подходом и перфекционизмом. Она выпускает не так много игр, а также часто упраздняет проекты, не оправдавшие себя на этапе тестирования.

Rovio – авторы популярной франшизы Angry Birds, которая уже начала покорять и кинематограф. Игра получила две экранизации (в 2016 и 2019 годах), а в следующем году должна выйти третья лента. В апреле этого года Rovio похвасталась тем, что каталог ее игр привлек суммарно 5 млрд загрузок. В том же месяце стало известно о намерении компании Sega приобрести разработчика за 706 млн евро. Сделку планируют закрыть во втором квартале текущего финансового года.

Финляндия – страна с крупнейшими доходами от игр. В чем секрет успеха ее игровой отрасли - Фото 1

Remedy – студия, специализирующаяся на сюжетных приключенческих экшенах от третьего лица. Сделали себе имя на дилогии Max Payne, затем разработали Alan Wake, которая в свое время должна была стать главным аргументом в пользу покупки XBOX 360, затем издала один из самых заметных эксклюзивов XBOX One Quantum Break. Последним их проектом стал запутанный экшен в духе фильмов Дэвида Линча Control. В 2017 году Remedy провела IPO и анонсировала переход к новой бизнес-стратегии, предусматривающей разработку нескольких игр одновременно. В планах разработчиков – сиквелы Control и Alan Wake, мультиплеерный спин-офф Control под кодовым названием Condor, а также загадочный проект под кодовым названием Vanguard и ремейк первых двух частей Max Payne.

Housemarque – автор шутера с элементами ролевой игры и roguelike Returnal, ставшего первым эксклюзивом PlayStation 5. Игра завоевала ряд наград, а Sony сделала студию своей дочерней компанией в 2021 году.

Мобильный фокус

Финляндия выступает мощным кластером для мобильных игр. Не последнюю роль в этом могло сыграть историческое наследие: страна также является родиной бренда Nokia, на мобильных телефонах которого появилась первая в истории игра – культовая Snake (также известная как "Змейка").

С самого запуска AppStore в 2009 году в Финляндии сделали акцент на поддержке и инвестициях в стартапы мобильных приложений. Основная часть контента, создаваемого местными разработчиками, заточена на экспорт из-за малых размеров внутреннего рынка Финляндии. При этом многие новинки тестируются и начинают свой запуск именно из этой скандинавской республики. Связано это с тем, что около половины финнов регулярно играют в мобильные игры, из которых почти 70% осуществляют микротранзакции, что особенно важно для этого типа интерактивных развлечений. Плюс почти 100% населения страны имеют смартфоны и пользуются мобильным интернетом.

Секрет успеха. Финляндия – страна с крупнейшим доходом от видеоигр

Почему же Финляндия при таких скромных размерах собственного рынка смогла добиться столь значительных успехов в сфере интерактивных развлечений. Первой причиной называют политику правительства, поддерживающую стартапы и небольшие игровые студии. Три года назад были представлены программы Entertainment Finland and TEMPO, которые должны помочь успешно пройти период нестабильности и неопределенности во время пандемии COVID-19 компаниям, задействованным в индустрии развлечений, включая видеоигры.

Второй причиной стало появление в учебных заведениях подробных курсов о современных видеоиграх и смежных технологиях. Там логично решили, что раз в стране растет уже не одно поколение людей, заинтересованных в исследовании игр, то их стремление следует поддержать. Хотя введение новых образовательных дисциплин не было столь простым и столкнулось с рядом препятствий вроде недостаточного финансирования. Это поможет поддерживать большой пул специалистов, которые уже работают или скоро присоединятся к разработке игр.

Два вышеприведенных фактора вместе с развитой инфраструктурой и благоприятным бизнес-климатом (Финляндия стабильно находится в топ-20 стран по показателю легкости ведения бизнеса) способствовали не только появлению большого количества собственных студий, но и тому, что здесь начали открывать свои филиалы иностранные студии.

Примечательно, что видеоигры не просто придают престиж и узнаваемость Финляндии. Создатели видеоигр платят налоги как никто другой. В 2021 году казна получила от одной только Supercell 153 млн евро. Компания стала крупнейшим корпоративным налогоплательщиком в стране, а сама Финляндия является государством с самым большим доходом от видеоигр на душу населения.

Валерій Ковтун
обозреватель LIGA.Tech: игры, кино, бизнес
Источник материала
loader
loader