Культурный фронт
Культура не может быть вне политики. Война, которую Россия развязала против Украины в 2014 году не только за территории, за человеческие жизни, — это война против украинской культуры. Война пугающей ценой пробила железный занавес между Украиной и миром. И наша страна влюбила в себя не только своей смелостью, но и для многих неожиданно богатой культурой с глубокими крепкими корнями.
Тому, как в условиях полномасштабной войны живут (а, скорее, выживают) украинские музеи, театры, библиотеки, заповедники, посвящен проект ZN.UA, созданный при поддержке Министерства культуры и информационной политики Украины (МКИП).
Часть 1
Музеи во время войны
Музеи — это институции, которые хранят память, сберегая ее материальные носители. Поэтому, разрушая историю одного народа, лишая его культурного наследия, рашисты нарушают культурный баланс всего человечества. В Украине больше двух тысяч музеев. Все они имеют разные уровни подчинения — национальные, региональные, муниципальные.
Как сказала и.о. директора Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко Юлия Ваганова во время недавней дискуссии «Музей во время войны», которая была прервана воздушной тревогой: «Музеи сегодня — это в первую очередь институция, выполняющая функции сохранения, интерпретации, коммуникации». Но, как говорят музейщики, война выдвинула сохранение на первый план, потому что «испытывает» эвакуацией, обстрелами, мародерством…
Эвакуация
Вопрос эвакуации музейных ценностей вызывает самую острую дискуссию, но многие моменты не разглашались. Положительные примеры успешной эвакуации есть, и их немало, однако из соображений безопасности информация об эвакуации, в частности культурных ценностей, не подлежит освещению поскольку, согласно указу президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 года, в стране введены в действие меры правового режима военного положения.
Да, в Украине не было механизма превентивной эвакуации, в действующем законодательстве нет такого термина. Эвакуация включает ряд мер и является ресурсоемким процессом. В случае вооруженного конфликта этот механизм непосредственно запускается с введением военного положения.
Однако, вопреки всем вызовам, страна смогла провести самую большую эвакуацию музейных коллекций со времен Второй мировой войны.
Решение вопроса эвакуации, сохранения фондов, согласно действующему законодательству, заключается в синергии МКИП, местных администраций, органов местного самоуправления, руководителей учреждений культуры, силовиков, правоохранителей и общественности.
Украина начала улучшать и изменять законодательство для усовершенствования механизма эвакуации музеев во время военного положения.
Ракетные обстрелы
25 апреля 2023-го российская ракета С-300 разрушила Купянский краеведческий музей в Харьковской области и забрала жизни директора музея Ирины Осадчей и еще одной сотрудницы музея, Елены Водопьяновой. Во время полугодичной оккупации директор со своей командой спасала музейные фонды, куда входили исторические документы и редчайшие фотографии, археологические, этнографические, нумизматические коллекции.
Этот страшный эпизод с Купянском — один из множества российских преступлений против человечности, против культуры Украины. В первые месяцы большой войны рашисты сожгли историко-краеведческий музей, где хранились картины Марии Приймаченко; враг прицельно уничтожил Национальный литературно-мемориальный музей Григория Сковороды в селе Сковородиновка в год 300-летия гения-философа. А 10 октября 2022 года, когда был обстрелян центр Киева, пострадали все музеи вблизи парка Шевченко: музей Ханенко, Национальный музей Тараса Шевченко, Киевская картинная галерея, а также другие музеи, расположенные на близлежащих к центрам взрывов улицах.
В общем, по официальной статистике, с начала вторжения пострадали более 60 музеев и галерей (разрушены 22 единицы; повреждена 41 единица), из которых большинство приходится на Донецкую (37%) и Харьковскую (11%) области.
Ограбление
Оккупанты за время полномасштабного вторжения ограбили несколько десятков музеев, в частности в Мариуполе, Мелитополе и Херсоне, которые были оккупированы в первые дни большой войны, украли у Украины десятки тысяч предметов искусства, в частности те артефакты, возраст которых достигает нескольких тысяч лет.
Например, городская рада Мариуполя в изгнании заявила, что российские войска похитили более двух тысяч экспонатов из музеев города. Но, как отмечает министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко: «По предварительным оценкам экспертов, масштабы хищений на временно оккупированных территориях значительно больше. О количестве похищенных объектов точно сможем говорить лишь тогда, когда будет деоккупирована наша территория. Как только получили доступ к разоренным музеям Херсона после его освобождения, факты преступлений против культурного наследия в этом городе зафиксировали, в том числе благодаря международным экспертам, и передали в ЮНЕСКО, чтобы предотвратить незаконный трафик музейных экспонатов и со временем вернуть домой похищенные ценности».
Международные эксперты единодушно признают, что это самое большое хищение предметов искусства в период после Второй мировой войны. Нужно синхронизировать все основные реестры преступлений против украинской культуры. По предварительным подсчетам МКИП Украины, ограбление и разрушение культурных объектов нанесло ущерба на сотни миллионов евро.
Жизнь продолжается
Музейная жизнь восстановилась с апреля-мая прошлого года везде, где это стало возможным. Например, в столице после освобождения Киевщины одним из первых открылся Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне. Его директор Юрий Савчук уже в феврале 2022 года задумал выставку «Украина — распятие», которую 8 мая 2022 года открыли. Она стала первой в мире музейной стационарной выставкой о войне, созданной во время этой же войны, которую постоянно обновляют в Украине и продемонстрировали и продолжают демонстрировать в нескольких десятках стран мира.
Еще примеры восстановленной работы столичных музеев: Национальный музей Тараса Шевченко летом 2022 года смог организовать пять выставочных проектов почти одновременно, а музей Ханенко, несмотря на обстрелы, и во время зимних блэкаутов приглашал посетителей на свои выставки, дискуссии, концерты.
Вдохновляют и музеи Харькова, в частности харьковский Литмузей, который с первых недель полномасштабной агрессии ездил с выставками по западной части Украины. И, хотя в этом городе на границе с государством-агрессором априори не может быть спокойно, музей в начале весны 2023 года восстановил офлайн-работу. Как отмечает его директор Татьяна Пилипчук, сейчас полным ходом готовятся к проведению традиционной Ночи Музеев, открыли выставку военного плаката и готовят к открытию выставку «Антитекст» во Львове. Или пример Одесского художественного музея, в конце января нынешнего года запустившего резонансный выставочный цикл «Языки войны». Его цель — сохранять и транслировать искусство военного времени, давать толчок рефлексиям на обстоятельства, в которых страна оказалась больше года назад.
Конкретные шаги
- Свидетели разрушения культурного наследия из всех регионов Украины могут присылать фото или видеодоказательства в МКИП через ресурс.
- МКИП в августе 2022 года создало специальный счет для сбора средств на восстановление разрушенных культурных объектов. Поддержать проект можно по ссылке.
- Проект «Электронная система реестра Музейного фонда Украины», которую разрабатывает МКИП при поддержке Министерства культуры и национального наследия Польши, позволит создать электронный реестр, чтобы определить статус и местопребывание каждого объекта государственной части музейного фонда, перейти к электронной инвентаризации и автоматизации предоставления услуг.
- НАПК в сотрудничестве с МКИП начали совместную работу в рамках рабочей группы Art Sanct Task Force. Цель — отслеживать нарушение санкций в мировых операциях на рынке искусства и предотвращать незаконную торговлю предметами искусства и старины, похищенными оккупантами в Украине во время войны.
ДАЛЬШЕ БУДЕТ: Библиотеки во время войны, Театры и филармонии во время войны, Заповедники во время войны