Интеграция после оккупации.
Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук в эфире телеканала Мы-Украина рассказала, что Кабинет министров одобрил постановление О подготовке к действиям по стабилизации ситуации на деоккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и их реинтеграции.
Она отметила, что это первоочередные шаги по стабилизации ситуации на оккупированных российскими войсками землях.
Соблюдение соответствующих положений и норм позволит запустить процесс и реинтеграцию Донецкой и Луганской областей.
"У нас есть план деоккупации", - объяснила Верещук.
Вице-премьер отметила, что это план первоочередных шагов по стабилизации и реинтеграции Донецкой и Луганской областей.
Он включает первые шаги разминирования и меры, устанавливающие нацбезопасность.
Такие действия будут предприняты быстро.
"Мы видели на примере Харьковщины и Херсонщины, никакой "Сребреницы" там не было", - добавила представитель Кабмина.
По ее словам, Украина нуждается в значительном количестве специалистов, которые будут работать на деоккупированных территориях.
Это касается не только структур для обеспечения безопасности, но и гражданских профессий.
"Нам нужны силы безопасности и обороны.
Также мы называем - это Гвардия учителей, Гвардия врачей, также нам нужны органы местного самоуправления и органы госвласти", - рассказала министр.
Она добавила, что количество нужных кадров – десятки тысяч человек.
И если о Гвардии врачей сведений пока нет, то об аналогичном формировании среди учителей дискуссии уже идут.
1 мая член комитета ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций Роман Грищук на своей странице в Facebook сообщил, что Кабмин думает, в каких условиях украинские педагоги поедут на освобожденные после деоккупации территории.
Также относительно того, хватит ли у всех знаний, терпения и терпимости для украинизации местных.
"Вы готовы ехать в Крым или в освобожденные города Донетчины? Мы верим в наши ВСУ и то, что будет освобождение наших территорий.
Но готовы ли мы после ВСУ и Нацгвардии возвращать украинское образование и культуру туда? Кто готов присоединиться к Гвардии учителей? В каких условиях вы поедете на освободившиеся территории? Хватит ли у всех знаний, терпения и толерантности для украинизации наших сограждан, живших под прессом российско-имперской пропаганды?", - написал Грищук.
По словам нардепа, Ирина Верещук и глава МОН Оксен Лисовой уже обсудили конкретные шаги, которые Украина должна предпринять ради идеологического и ментального возвращения граждан после деоккупации.
Проблема в том, что не все граждане, ныне проживающие на оккупированных Москвой украинских территориях, считают оккупацию гнетом или рабством, а украинизацию, пусть хоть и ласковую и деликатную, будут воспринимать враждебно, если не с агрессией.
Представительница президента в АР Крым Тамила Ташева собрала молодых лидеров, с которыми члены правительства и образовательного комитета парламента говорили об украинской молодежной политике и как ее возвращать в Крым.
Кстати, не всем понравилась идея названия Гвардия учителей.
Некоторые украинцы считают его "советским".
Что происходит в школах на оккупированных.
По состоянию на октябрь 2022 года, в Украине почти четыре миллиона учеников получали образование в 12 923 заведениях общего среднего образования государственной и коммунальной форм собственности.
Среди них в более тысячи школ в онлайн-формате обучаются почти 100 тысяч учеников, которые находятся на временно оккупированных территориях.
"В условиях жестокого полномасштабного вторжения РФ наша главная задача – не оставить вне образовательного процесса ни одного ребенка школьного возраста, независимо от того, где сейчас он находится", – отмечал тогда уже экс-министр образования Сергей Шкарлет.
Отметим, что тот факт, что ребенок на оккупированных Россией территориях учится онлайн, нужно очень тщательно скрывать.
В феврале 2023 журналисты сообщали, что россияне начали штрафовать на временно захваченных ими территориях родителей детей, которые учатся в украинских школах.
"Украинские дети на временно оккупированных территориях продолжают учиться в школах онлайн, но россияне пытаются силой прекратить это и загнать школьников в центры пропаганды", – говорится в сообщении.
Так, на временно оккупированных территориях создали "комиссии по делам несовершеннолетних", которые с помощью фейковых судов выписывают родителям штрафы за обучение детей в украинских школах.
Комиссии устраивают рейды, особенно по местам проживания детей, пропускающих многие занятия в "российских школах".
Во время проверок оккупанты уделяют внимание ноутбукам, планшетам, через которые могут учиться дети.
В своем блоге для Украинской правды Роман Грищук пишет, что образование – это инструмент реинтеграции оккупированных территорий.
И этот инструмент должен быть готов к использованию его после войны.
"Почти 1600 школ (десятая часть всех школ в Украине), чуть более 40 заведений высшего образования, а также детские сады и заведения профессионального образования, нехватка преподавателей, уничтожены украинские учебники, десятки тысяч учащихся, обучавшихся по другой методике преподавания, системе оценки и ценностей", - приводит он статистику по оккупированным территориям.
Грищук отмечает, что, адаптируя систему образования на возвращенных территориях к украинским стандартам, следует помнить, что потребности могут быть разными и зависят от времени пребывания территории под оккупацией.
"Преподаватели и дети, которые находятся в оккупации год, скорее вернутся к нормальному обучению, ведь они владеют украинским языком и знакомы со стандартным школьным процессом в Украине.
Так же проще будет проходить адаптация в начальной школе, чем в средней, где старшеклассники всю школьную жизнь учили только российскую программу", – пишет он.
Также Грищук отмечает, что после освобождения на территориях, которые были подконтрольны россиянам, не будет хватать учителей.
Многие из них сотрудничали с оккупационными властями, а продвигавшим российские нарративы - не место в украинской школе.
Поэтому людей для работы нужно много.
"Здесь по аналогии с Гвардией наступления должны готовить Гвардию учителей.
Учитывая количество школ, которые сейчас есть на оккупированных территориях, и предположив, что в каждую школу нужно, как минимум руководство школы, учителя языка и истории, это около 8000 человек.
И это по меньшей мере", - заключает Грищук.
Валерия Шипуля.