«Это все равно, что быть наполовину беременной»: бывший постпред Украины о реформе Совбеза ООН от США
«Это все равно, что быть наполовину беременной»: бывший постпред Украины о реформе Совбеза ООН от США

«Это все равно, что быть наполовину беременной»: бывший постпред Украины о реформе Совбеза ООН от США

«Это все равно, что быть наполовину беременной»: бывший постпред Украины о реформе Совбеза ООН от США

 США хотят уменьшить критику в сторону Совбеза ООН предложением новых мест постоянных членов

Реформа Совета Безопасности ООН, разрабатываемая Соединенными Штатами и которая заключается в увеличении количества постоянных членов Совбеза за счет новых стран без предоставления им права вето, имеет мало перспектив быть воплощенной, пояснил в комментарии ZN.UA бывший постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко. Однако, по его мнению, процесс реформирования Совбеза ООН может пересечься с другим процессом – изгнанием из его состава Российской Федерации.

По мнению дипломата, выдвинутые США предложения по реформированию являются попыткой Штатов снизить уровень критики в адрес постоянных членов вообще и в адрес Соединенных Штатов в частности со стороны стран так называемого Глобального Юга (прежде всего Индии и Бразилии). Эти страны недовольны тем, что ООН не может полностью представлять их интересы из-за отсутствия представителей среди постоянных членов Совбеза.

«В этом американском предложении почти ничего нового нет. Еще в конце 80-х годов прошлого века, когда я был молодым дипломатом, была создана так называемая Рабочая группа по реформированию Совета Безопасности ООН. Я даже участвовал в этой группе как эксперт. И вот она благополучно существует более 30 лет. За это время очень много было предложений по реформированию Совета Безопасности. Некоторые были очень созвучны тем, что сейчас предложила американская сторона. Скажем так – это впервые, когда американцы сформулировали это как свою идею, но это не первый раз, если брать саму идею», – объяснил Ельченко.

Дипломат назвал те шесть стран, которым, по его мнению, будет предложено занять новые места постоянных членов Совбеза ООН. Прежде всего, это Германия, Япония, Бразилия и Индия, которые «заслужили право быть членом Совбеза», поскольку они сравнялись или уже преобладают по экономическому потенциалу или населению над некоторыми из тех стран, которые являются постоянными членами Совбеза. Еще две страны – это африканские государства, но Африканский Союз до сих пор не определился кто именно из самых влиятельных стран континента (возможно это будут Южная Африка, Египет или Нигерия).

Право вето – корень всех проблем

По словам Владимира Ельченко, главная проблема реформирования Совбеза ООН состоит в праве вето. По озвученной информации, предложенное США реформирование не предполагает предоставления права вето новым постоянным членам.

«Корень всех проблем заключается в праве вето. Насколько я знаю, Япония, Германия и Индия неоднократно заявляли, что без получения права вето они не считают это предложение приемлемым. Это все равно что быть наполовину беременной. С одной стороны, у тебя постоянный статус, находишься постоянно в составе Совбеза ООН, но без права вето этот статус ничем не отличается от статуса тех стран, которые избираются время от времени на два года. Я не думаю, что это предложение будет пользоваться большей поддержкой, чем все, что было предложено ранее», – считает Ельченко.

Дипломат выразил сомнения в возможном реформировании Совбеза, ведь оно потребует изменения Устава ООН и ратификации правительствами стран-членов, включая пять постоянных членов.

«С одной стороны, часть мира никогда не согласится с тем, чтобы их представители стали постоянными членами Совета Безопасности без права вето, а с другой стороны США и, возможно, Франция и Великобритания, я уже не говорю о Китае и России, никогда не согласятся с такими изменениями, которые либо лишат их права вето, либо предоставят это право еще каким-либо странам. Вот в чем состоит главная сложность решения этого вопроса», – объяснил Ельченко.

Все последние проблемы – в позиции России

По мнению дипломата, процесс реформирования Совбеза ООН может в какой-то момент пересечься с другим процессом – изгнанием из его состава в Российской Федерации. Ведь после полномасштабного вторжения России в Украину многим странам стало ясно, что реформирование Совбеза нужно не только для того, чтобы увеличить членский состав. Он не способен выполнять свою функцию не потому, что нерепрезентативный, а потому что там есть Россия, которая все блокирует.

«Все последние проблемы, с которыми столкнулся Совет Безопасности ООН, как раз заключаются в позиции Российской Федерации. Это касается не только вопроса Украины, не только нашей войны. Это и Сирия, и Грузия раньше. Многие конфликты в Африке, где Россия просто пользуется правом вето для защиты своих союзников. Тот же Судан, Центральноафриканская республика. Россия блокирует санкции против Судана, против ЦАР. Недавно появилась такая страна как Мали, где также есть свои интересы у России. Россия категорически блокировала введение санкций против Мали решением Совета Безопасности ООН.

Напомним, что в феврале Европейский парламент призвал исключить Россию из Совета Безопасности ООН, где она имеет право вето.

Ранее бывший постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко, во время дискуссии в Atlantic Council, отметил, что существует несколько вариантов, как лишить Россию места в Совбезе. По его мнению, Китай не будет оказывать большое сопротивление попыткам исключить Россию из Совбеза ООН.

Как выгнать РФ из ООН и зачем это Украине читайте в статье Максима Барышникова и Владимира Ельченко «Самая большая геополитическая афера ХХ века: почему пребывание России в ООН безосновательно» на ZN.UA.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader