Заявления прокурора Омельченко об увольнении или сокращении не соответствуют действительности — Клименко
Процессуальный прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры по делу экс-главы Верховного Суда Александр Омельченко заявил о своем увольнении или сокращении с должности и публично связал это со своей независимой позицией по делу Всеволода Князева. Свою версию событий в интервью ZN.UA рассказал глава САП Александр Клименко, с которым поговорила Инна Ведерникова.
«То, что в САП происходят структурные изменения и то, что там расследуют любое уголовное производство, — не взаимосвязанные вещи. Да, мы реорганизуем структуру антикоррупционной прокуратуры. То же недавно происходило в НАБУ с приходом нового директора. В рамках действующего законодательства расширяем штат и усиливаем проседающие направления. К примеру, в отношении досудебных расследований мы уже работу активизировали», – заявил Клименко.
По его словам, сейчас САП фактически вдвое увеличила свою эффективность и имеет лучшие результаты за весь период работы антикоррупционной инфраструктуры. Клименко заявил, что за половину 2023 года антикорпрокуратура направила в суд больше дел, чем за весь 2022 год. При этом есть направления, на которых САП проседает. В частности, это рассмотрение дел в Высшем антикоррупционном Суде, где до сих пор лежат более 250 производств, включая самые громкие дела за весь период деятельности институтов.
«Заслушав состояние рассмотрения дел в суде, мы пришли к выводу, что прокуроры часто занимают наблюдательную позицию, не используют все предусмотренные законом возможности для быстрого рассмотрения дела и привлечения виновных к ответственности», – заявил Клименко.
«Поэтому назрело решение расширить управленческие возможности должности руководителя подразделения, которым руководит Омельченко. Что мы и сделали. Также назначен и.о. руководителей отделов в тех подразделениях, где руководители мобилизованы и находятся в рядах ВСУ. То есть Омельченко может быть недоволен будущим сокращением и иметь собственную версию по эпизоду с телефоном. Однако связывать это в одну историю, мягко говоря, неэтично», – подчеркнул глава САП.
На замечание, что эти две истории довольно неэтично совпали, Клименко ответил следующее : «Прокурор Омельченко сделал свои заявления на фоне планового процесса реорганизации».
Мотивы действий Омельченко, по словам главы САП, неизвестны, поэтому он их не будет комментировать. В то же время, по словам Клименко, не стоит забывать, что каждый прокурор обязан соблюдать правила прокурорской этики и не допускать поведения, которое дискредитирует его самого и может навредить авторитету прокуратуры.
Что касается статуса Омельченко, то, по словам Клименко, заявления прокурора об увольнении или сокращении не соответствуют действительности. На сегодняшний день Омельченко, как и другие прокуроры, отметил глава САП, ознакомился только с приказом об изменении структуры САП.
«О сокращении его должности отдел кадров ОГП официально его еще даже не информировал. То есть, формального сообщения о сокращении еще вообще не было. Хотя он почему-то об этом заявляет. Но когда это действительно произойдет, Александр Омельченко пройдет всю установленную законом процедуру: его проинформируют о сокращении должности и предложат все вакантные должности, в частности в САП», – отметил Клименко.
Он также добавил, что руководитель САП не имеет права отстранить ни одного прокурора Специализированной антикорпрокуратуры. То есть Омельченко, по словам Клименко, остается прокурором САП со всеми процессуальными полномочиями.
«Группы прокуроров по уголовным производствам, где он был старше, не менялись. Потому он и был на заседании суда», – добавил глава САП.
На вопрос, знал ли Омельченко о своей «нерадужной» перспективе в рамках плановой реорганизации, Клименко заявил, что не докладывает прокурору. В то же время глава САП добавил, что прошел год, за который он мог оценить работу структурных подразделений, прийти к каким-то выводам и принять решение.
«Если говорить о результатах, то, согласно статистике с 2015-го по 2022 год, первый отдел имеет самые плохие показатели. Всего в суд он направил 30 производств. Для сравнения: шестой отдел направил почти вдвое больше – 55 производств. Свое видение изменений в структуре я инициировал перед генеральным прокурором, он меня поддержал, также этот шаг согласовал директор НАБУ, поскольку сам у меня нет таких дискреционных полномочий», – добавил Клименко.
По данным источников ZN.UA, есть целый список дел, которые якобы сливал Омельченко, в том числе дела «ПриватБанка». Однако на вопрос, были ли у него какие-либо официальные претензии к работе Омельченко по столь серьезным поводам, Клименко заявил, что когда расследовали эти производства, его не было в САП.
«Я не могу административно отреагировать на дисциплинарные проступки, совершенные до моего назначения. Срок привлечения к ответственности – год. Поймите меня, пожалуйста. Именно поэтому я принципиально не говорю о прошлых дисциплинарных проступках и действиях Омельченко или любого другого. Я мыслю в масштабе всего института. И как руководитель вижу, где нужно усилить институт и как это сделать более эффективно. И уже найдена формула, в рамках которой можно будет увеличить КПД и усилить определенные направления работы САП», – заявил Клименко.
Отметим, что Омельченко в рамках ситуации с его увольнением-сокращением подал в Совет прокуроров жалобу, что на него оказывают давление. Возможно, этот пресловутый разговор в его кабинете был зафиксирован.
«Каждый прокурор имеет право подать такую жалобу, когда считает, что есть угроза его независимости. Он подал ее, и ее должны рассмотреть в соответствии с законом. Я не могу прогнозировать результаты рассмотрения. Но для себя не вижу угрозы, поскольку никакого давления с моей стороны не было и этому действительно подтверждение», – добавил глава САП.
Недавно Центр противодействия коррупции в ответ на публикации в медиа по конфликту в Специализированной антикоррупционной прокуратуре подал жалобу в Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров и Государственное бюро расследований в отношении прокурора САП Александра Омельченко, действия которого могли скомпрометировать дело эксглавы Верховного Суда.
Прокурор Омельченко в свою очередь заявил о давлении со стороны главы САП Александра Клименко «по поводу определенных разногласий в понимании проведения процессуального действия по делу Князева». Речь шла якобы о том, кто и как будет взламывать телефон Князева, а также где – в Польше или Украине.
Александр Клименко рассказал, что на самом деле происходило с телефоном Князева.