Детей не пустили в укрытие во время тревоги
Халатность в вопросах доступности укрытий во время обстрелов невозможно перекрыть «какими-то оправданиями». Об этом заявил в своем недавнем видеообращении президент Украины Владимир Зеленский.
Напомним, в ночь на 1 июня во время обстрела Киева погибли ребенок и две женщины — не смогли попасть в убежище, которое было закрыто.
Вскоре после происшествия Владимир Зеленский пообещал, что все виновные в трагедии возле укрытия в поликлинике понесут ответственность.
Позже в Офисе генпрокурора сообщили озадержании четырех человек, среди которых первый заместитель Деснянской РГА, директор поликлиники и его заместитель, а также охранник объекта.
Тем не менее двери укрытий не распахнулись настежь. Даже невзирая на угрозу уголовной ответственности, озвученную президентом страны. Киевляне, жители других городов жалуются на закрытые, а то и заваренные двери убежищ. История с погибшими у дверей бомбоубежища девочкой и двумя женщинами ничему не научила. Угроза уголовной ответственности не испугала.
В Житомире жертвами вражеских обстрелов мог стать детский сад.1 июля завыли сирены, воспитательница небольшого частного детского садика «Пташки», расположенного в одной из квартир нового многоэтажного дома, повела детей в укрытие. А оно оказалось закрытым. Открывать его председатель ОСМД Оксана Фомина категорически отказалась. Разразился скандал. Напоминания об уголовной ответственности не сработали.
На этом можно было бы поставить точку, упомянув лишь об открытии уголовного производства в отношении председателя ОСМД.
Но коллизия оказалась закручена в довольно сложный узел. Так всегда бывает: когда по разным причинам закручиваются различные узлы и всплывают Административный, а то и Уголовный кодексы, выясняется, что где-то кто-то обязательно накосячил. Либо из корыстных мотивов, либо по незнанию законов. Результаты таких косяков могут быть катастрофическими, вплоть до гибели детей. Поэтому о скандале, наделавшем немало шума в Житомире, — немного подробнее.
«Пташки» — так называется частный детский сад в недавно отстроенной многоэтажке — расположился на первом этаже дома. У него отдельный вход со двора, хотя в холл дома можно попасть через другую дверь, не выходя во двор, и сразу же пройти в укрытие. Детей в садике немного — 8–10. Много шума они не наделают и много места не займут. Так в чем проблема?
В Житомирской горраде посоветовали сначала разобраться, на каком основании частный детский сад «Пташки» получил лицензию в департаменте образования Житомирской областной госадминистрации. Расположен садик в арендованной квартире, площадки для прогулок детей не имеет.
Берем на заметку, но прежде чем посетить департамент образования направляемся к дому по улице Синельниковской, 14/4. Там располагается детский сад «Пташки», там укрытие, куда не пускают воспитанников детсада. Встречаемся с председателем ОСМД Светланой Фоминой.
По ее словам, еще три года назад члены ОСМД решали судьбу помещений
коммерческого назначения только что сданной в эксплуатацию секции дома (поскольку дом строился и сдавался поэтапно, в каждой очередной секции создавалось свое ОСМД). Предложение открыть в помещении №71 на первом этаже частный детсад не прошло категорически. Причины: в тесном дворе проблема с парковкой, отсутствует детская площадка, в холле будет постоянный шум. Однако хозяйка помещения таки сдала его в
аренду под детский сад. Дальше был суд, который запретил воспитанникам детсада заходить в холл дома. Владелица помещения пристроила отдельный вход. А потом началась война...
Отвечая на вопрос, как можно получить лицензию на детский сад, не имея
бомбоубежища и площадки для прогулок, Светлана Фомина отметила, что директор садика Юлия Орлова (сейчас находится за границей) и ее семья — люди столичные. Вероятно, как-то сумели убедить власти Житомирской области, что помещение полностью отвечает требованиям, предъявляемым к детским дошкольным учреждениям. А учреждения должны иметь укрытия, оборудованные самостоятельно, или пользоваться на договорных началах помещениями сторонних владельцев. С ОСМД по Синельниковской, 14/4, председателем которого является Светлана Фомина, такой договор руководство детского сада не заключало.
Что интересно, буквально к каждому входу подвального помещения каждого подъезда дома прикреплена табличка «укрытие». Все до единого заперты. ...Вспоминаются слова президента страны об ответственности за закрытые двери укрытий... Правда, двери входа в подвал 5-го подъезда снабжены кодовым замком, и знающие код смогут туда попасть. Туда сейчас и выводят деток. Но для этого нужно пройти несколько метров. Летом эти метры не составляют проблемы, но зимой ребенка нужно одеть. На эту процедуру уходят драгоценные минуты, которые могут стоить детям жизней. А вот чтобы попасть в укрытие 4-го подъезда, где находится детский сад, нужно лишь выйти в холл, а оттуда спуститься в подвал, не выходя во двор. Однако напомним, в холл детям, по решению суда, входить
нельзя.
— Это, прежде всего, не укрытие, а электрощитовая, — пояснила Фомина.— Как размещать здесь детей, особенно в период дневного сна, я не знаю.
Да, действительно, это просто длинный некрашеный коридор с электрощитами, никаких, даже элементарных удобств. Но когда на головы валятся бомбы и ракеты, сойдет и такое...
Следующей нашей собеседницей была заместительница начальника управления общего, среднего, дошкольного и внешкольного образования Житомирской ОВА Злата Безкоровайная. Отвечая на вопрос: «Как?», она пояснила, что управление не имеет контролирующих функций, а чтобы оформить лицензию, нужно всего несколько документов: заявление-ходатайство, что заявитель намерен проводить деятельность по дошкольному воспитанию, копия документа, что у заявителя есть соответствующее образование, обязательство, которое включает перечень всего того, чем с детьми будут заниматься.
По словам Безкоровайной, чтобы разобраться в ситуации, управление разослало письма в ГСЧС, Госпродпотребслужбу, горраду. Интересно, какие ответы дадут эти службы...
Мы также поговорили с воспитательницей детского сада «Пташки» Татьяной Михайловной, она же — мама директора. В общем, ничего нового она не сказала. Самое главное и самое страшное: когда выли сирены и когда на город могли посыпаться ракеты, детей не пустили в укрытие.
Тут же вспоминается душераздирающая история с двумя женщинами и девочкой, которых изрешетило осколками у запертых дверей бомбоубежища. И в Житомире могло произойти то же самое по воле председателя ОСМД. Она упирает на то, что у нее нет договора с «Пташками». Да черт с ним, с договором! Дайте возможность спрятаться от
бомб и ракет всем, кто в этом нуждается, и кто оказался рядом!