Защищенная база и горючее в ЕС.
Необходимость в изменениях, предусматриваемых этим законом, назревала давно.
"К сожаленью, за последние 30 лет в этой сфере накопилось немало проблем.
Среди основных - отсутствие необходимых запасов, просроченная продукция, неэффективное управление запасами.
Принятый закон коренным образом меняет подходы к формированию государственного материального резерва", - отметила вице-премьер-министр - министр экономики Юлия Свириденко.
По ее словам, основные критерии, по которым будут создавать новый резерв государства, такие:.
- закупка материальных ценностей Госматрезерва будет происходить исключительно на электронных аукционах;.
- введение обязательного страхования материальных ценностей, хранящихся и резервируемых в Украине;.
- усиление контроля над государственными резервами;.
- создание института резервирования;.
- разграничение понятия государственный материальный резерв и мобилизационный резерв;.
- внедрение механизмов, обеспечивающих своевременное обновление материальных ценностей в резервах.
Формирование резерва будет происходить по продовольственному, медицинскому, сырьевому, энергетическому и техническому направлениям.
Будет разграничены государственный материальный и мобилизационный резерв для оперативного комплектования воинских частей и подразделений территориальной обороны ВСУ.
В мобилизационный резерв войдут запасы, позволяющие быстро удовлетворять военные нужды, восстанавливать критическую транспортную инфраструктуру и энергосистему.
Важно также, что этот закон дает возможность хранения украинского горючего на территории стран Евросоюза; вводит штрафные санкции, что должно усилить ответственность и дисциплинирует соответствующие субъекты хозяйствования и создает защищенную автоматизированную базу данных, в соответствии с которой осуществляются хранение, защита, учет, поиск, обобщение информации и формирование отчетности, с соблюдением требований законодательства, которым урегулирован вопрос ограниченного доступа к информации.
Как коррупция уничтожала стратегические запасы.
Напомним предысторию, после которой существование Госрезерва в том виде, в каком он был в течение предыдущих десятилетий, стало невозможным.
Поначалу пандемия COVID-19 показала, что в запасах у нас нет даже масок.
Затем военное положение доказало, что там вообще ничего нет ни для военных, ни для населения.
Это были убедительные доводы о необходимости реформирования Госрезерва.
Одна из них - растрата имущества Госрезерва более чем на 4,5 млн грн бывшим директором Житомирского бронетанкового завода и его заместителем.
Начиная с 2014 года, они провели расконсервацию 20 двигателей бронетехники, фактически изъяв их из мобилизационного резерва, и распорядились ими по своему усмотрению.
Эти злоупотребления совершались в период военного вторжения РФ в Украину.
А в конце 2022 года НАБУ направило в суд дело об организации кражи 1,56 тыс.
тонн зерна на более чем 11,5 млн грн на одном из предприятий Госрезерва.
К реализации схемы, с помощью которой три фигуранта дела пытались обокрасть государство, был причастен и руководитель того же предприятия.
К слову, на то, что в закромах страны не все хорошо, еще в 2020 году обратил внимание тогдашний советник министра внутренних дел Михаил Апостол, заявив об исчезновении из резерва 2 700 вагонов зерна на сумму 800 млн грн, которое, по его ироническому предположению, могли съесть мыши.
В конце того же 2020 года в Госрезерве провели аудит.
"Полупустые склады, исчезновение тысяч тонн запасов в неизвестном направлении, просроченные продовольственные товары на сотни миллионов гривен, катастрофическое техническое состояние предприятий, хозяйственный беспорядок и многомиллионные финансовые махинации - это перечень лишь некоторых основных пунктов заключения Госаудитслужбы, проводившей ревизию Госрезерва", - сообщили тогда о результатах проверки в пресс-службе Минэкономики.
И упомянули еще некоторые выявленные факты:.
- порча зерна и невозможность его дальнейшего использования даже для кормов - на сумму 35,5 млн грн.
Причина: небрежное и ненадлежащее хранение без соблюдения каких-либо регламентов.
К примеру, срок хранения зерновой продукции составляет 2 года, тогда как масса зерна на госпредприятиях - продукция 2010-2011 годов;.
- нехватка зерна только на одном из предприятий Госрезерва на сумму 27,9 млн грн;.
- на предприятиях хранятся товары продовольственной группы, срок годности которых давно истек.
Таких просроченных товаров, которые могут быть утилизированы, значится более чем на 100 млн грн.;.
- также на предприятиях есть просроченные товары непродовольственной группы на сумму 200 млн грн.
Что касается финансово-хозяйственной деятельности, то сумма нарушений составила 31,4 млн грн, а по аппарату Госрезерва - 1,7 млн грн.
По западным стандартам.
Когда реальное положение дел в Госрезерве было обнародовано, и уже никто его не мог скрывать, власть немедленно принялась за его реформирование.
"Тот Госрезерв, который существовал в Украине с 1991 года, очень долго оставался потомком советской системы.
Теперь мы предлагаем коренным образом изменить подходы к его работе", - отметил после получения результатов аудита премьер-министр Денис Шмыгаль.
И Кабмин на заседании 17 февраля 2023 год принял законопроект "О государственных резервах".
"Предложенный законопроект должен стать основой для создания фактически новой системы государственного резерва.
Современной, которая отвечает лучшим западным стандартам и учитывает стоящие перед Украиной вызовы.
Ключевые маркеры - актуальность, гибкость, контроль", - отметила вице-премьер Юлия Свириденко.
Депутаты и чиновники считают, что принятие этого законопроекта должно снизить все коррупционные риски.
"Госрезерв годами был коррупционной схемой и черной дырой для государственных активов.
Имущество разворовывали, портили, перепродавали за копейки подставным компаниям", - говорит народный депутат, зампредседателя парламентского комитета по экономическому развитию Алексей Мовчан.
По его словам, система госрезерва создавалась в условиях советской территориальной глобализации, сплошной государственной собственности и плановой экономики.
Именно поэтому функционирование государственного материального резерва, порядок его формирования и использования не учитывали современные изменения и ситуацию, в которой находится Украина, а формирование и использование госрезерва осуществлялось без определенной стратегии его развития.
Теперь же все должно быть по-другому.
Галина Гирак.