Научно-производственное предприятие "Украинские авиационные системы" (УАС), с которым у Минобороны заключен контракт на поставку 60 беспилотников Hawk на сумму более 800 млн грн, могло по меньшей мере вдвое завышать цену БпЛА, а избыток средств был "отмыт" через подконтрольные компании. Об этом говорится в ряде судебных постановлений по уголовному производству, которое ведет Государственное бюро расследований. Фирма на треть принадлежит Жанне Розенблат – жене экс-нардепа 8 созыва. Закупку беспилотников компания проводила у словацкой фирмы с сомнительными связями, которая фигурировала в подозрительных тендерах "Энергоатома". Подробнее об этом в материале "Апострофа".
Давняя мечта
Чуть больше пяти лет назад, в июне 2018 года, журналисты программы Bihus.info выпустили сюжет с красноречивым названием "Розенблат дает крылья". В нем говорилось, что компания, в которой жена тогдашнего народного депутата Жанна имеет долю в 37,9%, планирует продать Минобороны два беспилотника Hawk, разработанных совместно с иностранными партнерами. Сам Розенблат не скрывал тогда, что идея создавать БПЛА принадлежит именно ему и что он загорелся ею еще в 2014 году.
Впрочем, как выяснили журналисты, на тот момент (2018 год) беспилотники были "сырые". Несмотря на формальное прохождение ведомственных испытаний, на демонстрационных полетах из-за изъянов конструкции несколько раз беспилотник упал. Вывод специалистов был неутешителен: основным летным требованиям Hawk не отвечает. Кроме того, были вопросы и к поставкам – часть деталей по документам растаможивалась уже после прохождения испытаний. То есть, это не могла быть украинская разработка, а только импорт. Это не помешало Минобороны заключить с УАС контракт, по которому летом 2019 года было поставлено 2 беспилотника, а в марте 2022 года – уже после начала полномасштабного вторжения – еще семь, по цене 5,95 млн грн каждый. Заметим на полях, что кроме некондиционных беспилотников компания жены Розенблата пыталась поставить Минобороны тормозные парашюты для истребителей Су-27 и МиГ-29. Правда, к конкурсу их тогда не допустили, потому что парашюты рвались на испытаниях.
Осенью 2022 года, как следует из судебных документов, компания вступила в преступный сговор с должностными лицами Минобороны и заключила новый контракт № 403/1/22/369 от 07.12.2022 на производство уже 60 БпЛА Hawk на сумму почти 810 млн грн., из которых 645 млн. уже было перечислено. То есть, цена составила уже 14,672 млн. грн. за один комплекс.
В чем заключалась схема? ГБР обвинило компанию в отмывании средств из-за завышения цены аппаратов в 2,5 раза, соответствующее уголовное производство № 62022100110000153 по признакам ч. 4 ст. 190 УК Украины (мошенничество в особо крупных размерах) было открыто в ноябре 2022 года. Фактически в Украине никто эти комплексы не производил – закупку провели у словацкой фирмы с сомнительным шлейфом.
При этом избыток средств, согласно платежным документам, под видом закупки валюты для оплаты за импорт материалов перечислялся близким к владельцам иностранным компаниям, а также размещался на депозитах. К примеру, по данным следствия, 21,2 млн. грн. оказались на счетах ЧАО "Фаворит компани" (13579674) (50% принадлежит сестре Розенблата, 34% жене и 16% самому экс-нардепу) и ряда ФЛП с признаками рискованности, которые следователи квалифицировали как "направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных" преступным путем”. Еще 305 млн. грн. УАС положила на депозит.
Из списка доказательств, которые намерены изъять следователи, можно сделать вывод о масштабности схемы. Впрочем, суды не слишком торопятся содействовать следствию. Например, одним из недавних решений по делу Печерский райсуд Киева отменил аресты счетов УАС. Адвокаты в ходатайстве ссылались на уже подписанные контракты на закупку компонентов для беспилотников. А поскольку договор с Минобороны предусматривает поставки до середины августа текущего года – то блокирование счетов якобы препятствует деятельности фирмы. Теперь семья Розенблата может фактически свободно распоряжаться выведенными из оборонного контракта средствами.
Словацкие "друзья"
Если пять лет назад "тестовые" беспилотники для поставки Минобороны фирма жены Розенблата фактически закупала у молдавской компании своего бизнес-партнера (это выяснили журналисты Bihus.info), то на этот раз поставки шли через словацкую компанию aMARTINI sro. Ряд контрактов с нею следователи также попросили изъять. В распоряжении редакции есть фотокопия таможенной декларации, согласно которой УАС ввезла на территорию Украины закупленную у aMARTINI sro 30 БпЛА Hawk на 182 млн грн. по цене чуть выше 6 млн. грн. каждый.
По данным словацкого бизнес-реестра, основателем aMARTINI sro является Павол Райман (Pavol Rajman) из городка Жилина, где и зарегистрирована фирма. Незадолго до этого основателем aMARTINI был его сын Мартин Райман (Martin Rajman), а также его жена Валерия Райманова (Valeria Rajmanová) ( в чешском и словацком языках к фамилии жены добавляется окончание "-ова" - прим. авт. ). Словацкие компании, чтобы торговать продукцией военного назначения, должны быть членом Союза безопасности и оборонной промышленности. Компании, которая поставила беспилотники фирме жены Розенблата, в этом списке нет (и это не удивительно, потому что речь идет о посреднической консалтинговой компании).
О Мартине Раймане из открытых источников известно, что он является неоднократным фигурантом административных дел о контрабанде через украинскую границу. В Словакии же он попадал в СМИ по более приятному случаю – якобы выиграл автомобиль в лотерее от местной газеты. По данным словацкого бизнес-реестра, он так или иначе выступает учредителем около двух десятков компаний, где его партнерами являются граждане Украины, России и Беларуси. Судя по данным о деятельности этих фирм, Мартин среди прочего занимается созданием бизнеса для нужд иностранцев "на потоке". К примеру, ранее в основателях компании aMARTINI фигурировала также Ольга Лазорко. Персональные данные, размещенные в реестре, позволяют идентифицировать ее как бывшую жену Александра Лазорко, бежавшего тогда из Украины экс-главы Укртранснефти (приближенный к Игорю Коломойскому фигурант уголовных дел о незаконной выкачке из государственных трубопроводов технологической нефти в пользу структур последнего).
"Засвеченной" в Украине является компания Раймана Medi-Complet sro, которая в 2019 году принимала участие в договорном тендере Энергоатома на поставку теплообменных кассет для энергоблоков на 1 млн евро. Выиграла тогда чешская фирма, а словаки были "статистами" (цену не снижали). При этом словаки предлагали продукцию российских компаний, при этом филиал одной из них - ООО "Диаконт" - по странному "совпадению" принадлежал Валерию Жданенко, владельцу чешской Norma Trade Engineering sro, конкуренту фирмы Раймана, который и выиграл тендер.
***
В итоге, есть компании семьи экс-нардепа Розенблата, которые выводят около 9 млн долларов на свои счета вместо закупки беспилотников. И при этом получают достаточно лояльное отношение судов к аресту счетов, не говоря уже об аресте самих фигурантов - учредителей и аффилированных лиц, обвиняемых в мошенничестве в особо крупных размерах. Более того, Минобороны не спешит расторгать контракт с горе-поставщиками.
Далее - есть подрядчик-посредник, который сам проходит по уголовным делам о контрабанде, и готов выступить "удобным партнером" (не только для украинцев, но и для россиян и белорусов). А значит, беспилотные аппараты на самом деле - неизвестного происхождения, неизвестна их реальная себестоимость и технические характеристики.
Несмотря на то, что дело о беспилотниках от семьи Розенблата ведет ГБР, скорость и глубина расследования оставляют желать лучшего. Более того, предыдущий опыт уголовного преследования экс-нардепа по так называемому “янтарному” делу (где он даже некоторое время находился в розыске), а также по делу о выдаче паспорта по поддельным документам показывает, что выйти сухим из воды (а возможно даже в ответ подать на правоохранителей в суд) - не слишком сложная задача для опытного политика и предпринимателя.
Другое дело, что теперь идет речь, во-первых, о поставках продукции сомнительного качества в воюющую армию (и для которой беспилотники являются важным элементом ведения борьбы с врагом). Во-вторых, о циничном заработке на завышенных ценах и закупке импортной продукции неизвестного происхождения под видом украинского производства. В-третьих, о партнерстве с посредником, за которым тянется криминальный шлейф и абсолютная неразборчивость в том, кому он помогает обустроить бизнес в Словакии. В таких обстоятельствах "расслабленность" и промедление правоохранителей по преследованию признанного членом преступной группировки фигуранта само по себе может стать роковым. Не говоря уже о последствиях таких поставок для системы военных закупок и результатов войны в целом.