Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) внесло в перечень международных спонсоров войны две ведущие табачные компании мира Philip Morris International и Japan Tobacco International.
Компании продолжают вести бизнес в РФ и поддерживать экономику страны-агрессорки уплатой значительных налогов в ее бюджет.
В России Philip Morris International представлена двумя аффилированными компаниями: фабриками АО "Филипп Моррис Ижора" в Ленинградской области и филиалом АО "Филипп Моррис Ижора", Филипп Моррис Ижора Кубань в Краснодаре, а также организацией ООО "Филипп Моррис Сейлз энд Маркетинг" с филиалами в 100 городах страны.
Доля рынка торговых марок Филипп Моррис Интернешнл в России составила 30,1% в 2019 году. Так, компания является одним из крупнейших налогоплательщиков в российский бюджет, за счет которого затем удерживается и российская армия.
В настоящее время совокупный объем инвестиций Philip Morris International в РФ превышает 2 млрд. долларов США.
В НАПК отмечают, что имея уверенность в экономическом потенциале России, компания реализует масштабную долгосрочную инвестиционную программу. С 2017 года в локализацию производства инновационного продукта – табачных сток для IQOS на территории фабрики в Ленинградской области уже инвестировано более 14 млрд. руб. А общий объем инвестиций в фабрику, открытую в Ленинградской области в начале 2000 года, превышает 1,1 млрд дол. США.
Согласно данным финансовой отчетности российского подразделения Philip Morris, выручка компании в первый год полномасштабного вторжения РФ в Украину выросла на 8% до 140,3 млрд руб., а чистая прибыль до 48,2 млрд руб., что на 45% больше, чем в 2021 году. Соответственно, налог на прибыль в бюджет агрессора был уплачен на сумму более 136 млн дол. США.
Еще в начале полномасштабной войны Philip Morris заявил о намерении продать свой российский бизнес, чтобы сохранить свою репутацию. Однако все попытки продать российский бизнес не имели успеха, и корпорация до сих пор остается одним из крупнейших налогоплательщиков в российский бюджет.
Вторая компания, Japan Tobacco International (JTI), является несомненным лидером табачного рынка в России (доля рынка около 34,9%). Она является одной из крупнейших компаний FMCG в стране по объему продаж. В портфель компании на российском рынке входят международные бренды Winston, LD, Mevius, Camel, Sobranie и российские марки Донской табак, Kiss, Play, Петр I, Тройка и другие.
Компания является одним из крупнейших производителей продуктов с пониженным риском (прибор для нагрева табака Ploom и электронный испаритель капсульного типа Logic Compact). JTI – крупнейший инвестор и ведущий налогоплательщик в российской табачной индустрии. За последние 20 лет инвестиции JTI в экономику РФ превысили 4,6 миллиарда долларов. Налоговые платежи компании в 2020 году обеспечили 1,4% дохода федерального бюджета РФ. Сама же компания открыто заявляла о том, что российский рынок генерировал около 2 млрд дол. США в 2022 году для JT группы или примерно 11% ее консолидированного дохода за 2022 год.
Хотя представители JTI заявляли, что JT Group приостановила новые инвестиции и маркетинговую деятельность в России, компания все еще продолжает производить и распространять продукцию в РФ.