Politico: Что стоит за возмутительной позицией Папы относительно войны России против Украины?
Politico: Что стоит за возмутительной позицией Папы относительно войны России против Украины?

Politico: Что стоит за возмутительной позицией Папы относительно войны России против Украины?

Politico: Что стоит за возмутительной позицией Папы относительно войны России против Украины?

Объяснением может быть аргентинское происхождение понтифика, которое могло повлиять на его взгляды на российскую войну против соседа.

В 2017 году Папа Франциск стал первым понтификом, посетившим англиканскую церковь в Риме. Он не сделал никакого прямого упоминания об английском короле Генрихе VIII, отошедшем от католицизма в 1534 году после того, как ему отказали в аннулировании брака. Он также не поощрял английскую молодежь уважать наследие Генриха VIII – жестокого, но одного из величайших монархов Англии, – или культурную славу англиканства.

В своей проповеди Папа признал, что на протяжении веков англиканцы и католики «смотрели друг на друга с подозрением и враждебностью». Но он призвал обе конфессии «освободиться от наших соответствующих предубеждений из прошлого».

Однако на прошлой неделе Франциск призвал собравшихся на Всероссийскую встречу католической молодежи в Санкт-Петербурге молодых россиян не отказываться от своего наследия «великой, просветленной Российской империи». А во фрагменте своего выступления, размещенном в Интернете, он говорил о Петре I и Екатерине II, на которых ссылается Владимир Путин, чтобы оправдать вторжение в Украину.

«Итак, если Генриха VIII шесть лет назад избегали, то Петр I, чье правление стало решающим в направлении России на путь империализма и европейских завоеваний, по-видимому, заслуживает уважения. Это была просто ошибка Папы или нечто большее?» - пишет Politico.

В Кремле чуть не смеялись от удовольствия, когда пресс-секретарь российского президента Дмитрий Псков назвал высказывания главы Ватикана очень приятными.

«Понтифик знает российскую историю, и это очень хорошо», - сказал он, добавив, что слова Франциска прозвучали "в унисон" с усилиями российского правительства преподавать историю так, как ее написал Путин.

Неудивительно, что комментарии Папы вызвали осуждение со стороны Украины, в том числе со стороны Архиепископа Святослава Шевчука, главы Украинской Греко-Католической Церкви, который сказал, что слова Франциска вызывали «большую боль и беспокойство».

«Мы боимся, что эти слова будут восприняты некоторыми как поощрение этого национализма и империализма, который стал настоящей причиной войны против Украины», - сказал украинский архиепископ.

Ватикан попытался объяснить, что Франциск не имел в виду восхваление империализма, когда призывал молодых россиян гордиться своим наследием. И действительно, заранее подготовленная речь Папы не была призывом к имперскому оружию.

«Будьте сеятелями семян примирения, маленьких зернышек, которые пока, в эту зиму войны, не прорастут в замерзшей земле, но предстоящей весной расцветут», - советовал глава католической церкви.

Но эти замечания были перечеркнуты его собственными комментариями, в которых он ссылался на "просветленную Российскую империю". Politico пишет, что неосторожная риторика Папы удивляет, поскольку он уже раньше оскорблял Украину – жертву российской агрессии. В прошлом году Франциск спровоцировал бурю в интервью иезуитскому журналу La Civiltà Cattolica и итальянской газете Corriere della Sera, предположив, что война в Украине – это следствие того, что НАТО «лает на ворота России».

В интервью он также размышлял над тем, правильно ли западные государства поступают, когда вооружают Украину, объясняя, что пытался оценить корни конфликта и причины, которые толкают Путина на столь жестокую войну.

«Я не могу сказать, была ли его ярость спровоцирована. Но я подозреваю, что, возможно, ей способствовала позиция Запада», – говорил понтифик.

«Учитывая возмущение, спровоцированное его словами тогда, можно было бы подумать, что Франциск будет осторожнее в своих высказываниях на прошлой неделе и хотя бы будет избегать возвышения имперских фигур в путинском пантеоне российских героев», - пишет Politico, напоминая, что бронзовая фигура Петра I возвышается над рабочим столом Путина.

Папа Франциск любит повторять, что католическая церковь – это «не политическая организация с левым и правым крылом, как это бывает в парламентах».

«Иногда, к сожалению, наши рассуждения сводятся к тому, что имеет определенные корни в реальности. Но нет, церковь не такая», – говорил он ватиканским журналистам в 2021 году.

Итак, это один из тех случаев, когда его рассуждения носят политический характер? Хотя церковь, по его мнению, это не политическая организация, Франциск воспринимается многими как очень политический Папа.

«И трудно поверить, особенно учитывая предыдущую горечь от его комментариев относительно Украины, что эти последние замечания были неправильно оценены и трактованы не так, как он сам их видит. В конце концов, он стал первым иезуитом, возглавившим Святой Престол. И циники могут утверждать, что его интервью было выражением философской казуистики, с которой часто ассоциируется его миссионерский орден», – говорится в статье.

Франциск мало говорил о разрушении церквей в Украине с тех пор, как Россия начала свое вторжение. И некоторые считают, что его двусмысленность связана с его давним экуменическим сотрудничеством с РПЦ и ее лидером Патриархом Кириллом. Безусловно, Франциск пытается не оскорбить российского патриарха, которого в прошлом году предостерег от превращения в «служителя Кремля».

Впрочем, есть и те, кто рассматривает Папу Франциска в контексте его аргентинского перонистского прошлого и его критики Запада в стиле третьего мира, приближенного к антиамериканизму Путина и патриарха Кирилла. И это вполне может быть причиной, стоящей за позицией Папы по поводу войны. Ведь Франциск занял позицию, которая ставит его ближе к Пекину, Нью-Дели и Бразилии, - пишет Джон Аллен с католического новостного сайта Crux.

«Франциск, безусловно, первый в истории понтифик из развивающихся стран, и он правит в то время, когда демографический центр тяжести в католицизме явно сместился. Сегодня более двух третей из 1,3 миллиарда католиков мира живут за пределами Запада, а к середине века эта доля составит три четверти. В таком мире вполне логично, что геополитические инстинкты Ватикана все больше будут напоминать инстинкты, скажем, Африканского Союза, Индии или даже стран ОПЕК, чем инстинкты Вашингтона и Брюсселя», – объясняет Аллен.

Двузначности Папы не помогают ни Киеву, ни его западным союзникам убедить Глобальный Юг в том, что Россия должна быть изолирована за свое вторжение в Украину. Нельзя превозносить Петра I, а другого монарха-государственника Генриха VIII осуждать как раскольника.

Источник материала
loader
loader