WSJ: Украине остро нужны деньги, поскольку война истощает казну
WSJ: Украине остро нужны деньги, поскольку война истощает казну

WSJ: Украине остро нужны деньги, поскольку война истощает казну

WSJ: Украине остро нужны деньги, поскольку война истощает казну

Правительство использует лоскутный подход, чтобы оплатить запланированное 50% увеличение военных расходов.

Война в Украине не только жестокая, но еще и дорогая. Контрнаступление, направленное на вытеснение российских оккупантов из южного региона, зашло в тупик. Столкнувшись с еще одним годом боевых действий и дефицитом бюджета более чем в 40 миллиардов долларов в 2024 году, финансовые чиновники в Киеве ищут деньги, чтобы поддержать экономику в условиях военного времени.

«Некоторые из этих усилий просты: продажа военных облигаций корпорациям и частным лицам, лоббирование международной помощи и реструктуризация существующих долгов. Другие достаточно жесткие, например, налогообложение финансовых посредников, таких как Euroclear, извлекающих выгоду от замороженных российских активов, или использование сложных структур для привлечения денег от международных инвесторов в облигации», - пишет Wall Street Journal.

«Если правительство не сможет покрыть свои бюджетные пробелы, то оно не сможет профинансировать и свои военные усилия», – сказал Виталий Ваврищук, руководитель отдела макроэкономических исследований киевского брокера ICU.

На этой неделе компания по согласованию с правительством запускает программу дистанционных продаж украинских государственных облигаций частным лицам за рубежом, особенно в Западной Европе. Впрочем, потенциальные инвестиции, скорее всего, будут лишь каплей в море, которое нужно наполнить Киеву.

«Существует также долгосрочный вариант: получение членства в Европейском Союзе, что может дать Украине доступ к сотням миллиардов евро в виде субсидий и финансирования инфраструктуры», – пишет издание.

В этом году экономика Украины несколько стабилизировалась, и правительство повысило прогноз роста на 2023 год до 4% с 1%, согласно исследованию ICU. Это привело к резкому росту цен на международные облигации с июня. Тем не менее, согласно исследованию ICU, экономическая активность, вероятно, завершит год на уровне примерно на 25% ниже довоенного. По данным MarketAxess, международные облигации торговались на уровне 29 центов за доллар на прошлой неделе.

Украинские военные используют 90 тысяч артиллерийских снарядов в месяц, а парламент вскоре проголосует за третье увеличение расходов на оборону, увеличив прогнозируемые расходы на этот год до 40 миллиардов долларов. На минувшей неделе Министерство финансов объявило о планах увеличить расходы на безопасность в следующем году до 45 миллиардов долларов.

Большинство украинских закупок вооружений финансируются Европой и США, но неясно, как долго будет продолжаться эта поддержка, особенно если в следующем году Белый дом займет республиканец. Американскую помощь будет еще труднее получить после войны, но Украине все равно нужно будет тратить средства на оборону.

«Если мы победим в войне за год, Россия все равно останется нашим самым большим страхом. Как определить цену риска того, что Россия снова нападет?», – сказал Юрий Буца, начальник управления государственного долга в Министерстве финансов Украины.

Украина в турборежиме развивает свой внутренний рынок облигаций. В этом году правительство позаимствовало 10 миллиардов долларов через продажу местных облигаций, что превышает 8,5 миллиарда долларов, полученных в виде помощи от США.

В начале войны Национальный банк выкупил большинство новых государственных облигаций, чтобы стабилизировать экономику Украины. Сейчас частный сектор стал двигателем роста, привлекая доходностью на уровне около 10% с учетом инфляции. По данным Министерства финансов Украины, банки, компании и частные лица в этом году увеличили свои портфели государственных облигаций на 3 миллиарда долларов, в то время как активы самого Нацбанка сократились примерно на 400 миллионов.

По оценкам Всемирного банка, Украине понадобится большое количество денег для восстановления после войны. Речь идет как минимум о 411 миллиардах долларов.

«Если бы Украина присоединилась к ЕС, она могла бы получить сотни миллиардов долларов через гранты на развитие, сельскохозяйственные субсидии и другую помощь. Такие страны как Польша, Венгрия и Чехия, присоединились к блоку почти 20 лет назад, получив значительные преимущества для своих экономик», - пишет Wall Street Journal.

В настоящее время Буца и другие чиновники применяют лоскутный подход к латанию бюджетных дыр.

Международные владельцы облигаций, среди которых MFS Investment Management, BlackRock и Fidelity Investments, в прошлом году согласились предоставить Украине платежные каникулы по долгу в размере около 20 миллиардов долларов к середине 2024 года. Министерство финансов надеется провести дальнейшую реструктуризацию облигаций в следующем году, для чего придется просить неохотных инвесторов простить часть долга, а остальное обменять на новые ценные бумаги.

Другая попытка состоит в том, чтобы взыскать процентный доход, который финансовые клиринговые центры, такие как Euroclear, получили от замороженных российских активов на сумму около 280 миллиардов долларов США. Передача Украине российских средств, включающих резервы Центробанка РФ, станет тревожным событием с юридической и дипломатической точек зрения. Но аналитики говорят, что в случае с процентами все честно.

В первом полугодии компания Euroclear получила 1,7 миллиарда долларов процентов от российских активов на сумму 150 миллиардов, попавших под международные санкции. Бельгийская компания обсуждает с чиновниками ЕС возможность перевода части этих денег Украине через налог на непредвиденные расходы, взимаемый Еврокомиссией.

По словам источников, близких к переговорам, некоторые предложения в повестке дня позволят Euroclear сохранить внушительную сумму с 1,7 миллиарда долларов, которые компания собрала с января по июнь. Клиринговый центр сообщил, что за тот же период расходы, связанные с российскими санкциями, составили 22 миллиона долларов.

«Учитывая жертвы, на которые идут украинцы, и миллиарды долларов помощи от США и европейских стран, возмутительно, что Euroclear и его акционеры получают выгоду от войны, не делая по сути ничего», - сказал Мэтт Райан, менеджер портфеля облигаций развивающихся рынков в MFS.

Источник материала
loader
loader