Как Украине не допустить провала на информационном фронте
Как Украине не допустить провала на информационном фронте

Как Украине не допустить провала на информационном фронте

Как Украине не допустить провала на информационном фронте

Война с Россией идет не только на физическом поле боя. Противостояние с агрессором продолжается и на информационном фронте. Главное место битвы — влияние на общественные настроения и поведение политических элит, принимающих принципиальные решения. И есть определенные признаки того, что Украина эту войну сейчас проигрывает.

В последнее время наше государство столкнулось с рядом неприятных сюрпризов на международной арене. Тревожный сигнал — и постепенная смена общественных настроений. Последние опросы в США свидетельствуют: уровень поддержки Украины среди американцев падает. Сейчас уже 41% опрошенных ABC News/Washington Post респондентов заявляют, что Вашингтон слишком много поддерживает Киев. В начале войны таких было всего 18%. Другой опрос, проведенный Reuters/Ipsos, показал, что лишь 41% американцев согласились с утверждением, что «США должны дать оружие Украине», в то время как 35% высказались против. Это распространение скептичных настроений очень неравномерное и преобладает среди республиканцев. Но было бы ошибкой списать негативные тенденции в общественном мнении исключительно на личный фактор Трампа.

Одна из специфических черт коммуникации украинской власти с внешним миром — концентрация на личности президента Украины Владимира Зеленского. Можно по-разному относиться к такому подходу, но в 2022 году он принес Украине много позитивных моментов. Удачно сыграли своеобразная харизма и актерский талант Зеленского, его умение производить впечатление на публику и вызывать желаемые эмоции в аудитории. В том, что Украине удалось лидировать на информационном фронте в первые полгода большой войны, есть весомая заслуга нынешнего главы государства. Активная медийная деятельность Зеленского, его выступления перед зарубежными парламентами, встречи с ведущими политиками мира и известными публичными персонами принесли много пользы нашему государству в первые месяцы после 24 февраля 2022 года.

Хорошим делом стало создание в мае 2022 года глобальной инициативы United24, составная часть которой — онлайн-платформа для сбора средств в поддержку Украины. Собранные средства распределяют по трем направлениям: оборона и разминирование, гуманитарная и медпомощь, восстановление Украины. По состоянию на сегодняшний день общая сумма приближается к 500 млн долл. Среди амбасадоров United24 — известные на всю планету бизнесмены, политики, спортсмены, деятели шоу-бизнеса, ученые, актеры и знаменитости.

Но успехи на информационном фронте — следствие не только медийной или дипломатической активности. Они непосредственно связаны с внешним контекстом. А он сейчас не очень благоприятный для Украины. В 2022 году мир был поражен украинскими победами, мужеством и героизмом. «Вторая армия мира» вынуждена была удирать из-под Киева и отступила из других областей. Люди из разных уголков планеты восхищались украинской победой и несокрушимостью, которую не пошатнули даже удары по энергетической инфраструктуре, темнота и зимний холод. А президента Зеленского воспринимали как лидера нации, сумевшей сорвать планы и нанести серию чувствительных поражений значительно более сильному захватчику.

Реалии 2023 года несколько иные. Украинское контрнаступление, о котором очень много говорила власть и СМИ, проходит очень медленно. На то есть объективные причины: у российских оккупантов было достаточно времени подготовить мощные линии обороны и заминировать большие площади. Многочисленные коррупционные скандалы, связанные, в частности с деятельностью Минобороны, стали тяжелым ударом по репутации украинской власти. На этом негативном информационном фоне российско-украинская война начала исчезать с первых полос газет. Вместе с тем эффект очарования Зеленским понемногу развеивается. То, что успешно работало в 2022 году, уже не дает желанного результата сегодня.

Концентрация власти в офисе президента не только стала причиной потери субъектности исполнительной ветви власти, но и серьезно повлияла на работу соответствующих профильных министерств. МИД Украины работает в тени Банковой и почти не продуцирует основные месседжи на внешнюю аудиторию.

Дополнительный негативный фактор — попытки ОП жестко контролировать какие-либо проявления публичной активности нынешних украинских политиков за границей. Вместо того чтобы всячески способствовать продвижению украинского видения и интересов в Америке и Европе народными депутатами, независимо от их фракционной принадлежности, использовать их личные связи, с конца июля власть фактически наложила табу на зарубежные поездки парламентариев. Стремление Зеленского замкнуть на себе всю коммуникацию Украины с внешним миром и политическими элитами иррационально и уже приводит к негативным последствиям. Президент просто не может выполнить тот объем работы, с которым эффективно справились бы отдельные народные депутаты, контактируя с конгрессменами и посещая ведущие зарубежные телеканалы.

Отчасти просчеты на этом направлении информационного фронта удается компенсировать благодаря усилиям бывших депутатов и экс-министров, волонтеров, военных, общественных активистов и других известных украинцев. Среди лиц, которые посещают страны Запада, общаются с представителями местной власти, военными, публикуют свои авторские колонки и время от времени даже выходят в эфиры зарубежных СМИ, — парамедик и волонтер «Тайра», лидер группы «Бумбокс» и военнослужащий Андрей Хлывнюк, участник российско-украинской войны Маси Найем, военнослужащий Егор Фирсов. В западных СМИ со статьями, интервью и комментариями выступают также бывшие украинские министры и послы Павел Климкин, Анатолий Гриценко, Андрей Загороднюк, Олег Шамшур, Валерий Чалый, Константин Грищенко и другие.

Украинская власть также допустила ряд ошибок в ведении внешней информационной кампании. Основной ее акцент с самого начала был направлен на работу с россиянами и русскоязычными. Ведущие спикеры от власти вполне серьезно рассказывали, что в скором времени в России начнутся массовые акции протеста из-за больших потерь на фронте, а санкции приведут к коллапсу и резкому ухудшению уровня жизни. Поэтому среди российской аудитории нужно распространять правду о войне, кровавых преступлениях захватчиков и путинском режиме, который ее развязал. Для этого в марте 2022 года и был запущен русскоязычный телеканал FreeДОМ.

В то же время системная информационная работа с западной аудиторией считалась второстепенной задачей. Возможно, потому что власть находилась под впечатлением массовых гражданских акций в поддержку Украины и считала, что эта солидарность с жертвой агрессии никуда не исчезнет. Но эмоции имеют свойство проходить. А с ними может меняться и отношение граждан.

Телеканал FreeДОМ работает уже более полутора лет. Но россияне за это время так и не изменили своего мнения о войне и не вышли на акции против путинского режима. Наоборот, российское общество еще больше консолидировалось вокруг диктатора и против Запада. А Украина и дальше тратит сотни миллионов гривен на малоэффективную пропаганду.

Когда украинская власть столкнулась с постепенным охлаждением поддержки Украины во многих западных демократиях, она не отреагировала на этот вызов комплексно. Наоборот, прибегла к уже проверенной и не очень успешной практике: на скорую руку создала в июне англоязычный канал The Gaze. Планировалось, что этот информационный ресурс будет продвигать украинские нарративы на Западе. Но по состоянию на сегодняшний день канал потратил 60 миллионов гривен, а его результативность слишком низкая. The Gaze демонстрирует мизерный охват аудитории, у него меньше семи тысяч подписчиков. Каждое его видео в среднем просматривают меньше 100 человек. Очень скромно, чтобы претендовать хоть на какое-то влияние на общественное мнение.

Позитивно на восприятие Украины могли бы повлиять качественные фильмы о российской агрессии и ее последствиях, героической борьбе с захватчиками и исторических параллелях между Украиной и нациями свободного мира, в свое время тоже боровшимися за свою свободу. Это те эмоционально насыщенные сюжеты и тот медиаконтент, которые должна была бы регулярно видеть иностранная аудитория. Его можно вырабатывать, активно привлекая иностранные СМИ. Трагедия в Буче стала широко известной благодаря мощному освещению в иностранных медиа. Но наше правительство и Министерство культуры и информационной политики, похоже, больше заинтересованы в производстве развлекательных сериалов.

История знает примеры успешной борьбы за общественное мнение американского общества. Когда Великобритания оказалась наедине с Третьим Рейхом после поражения Франции, она не тратила ресурсы на то, чтобы изменить общественное мнение внутри Германии. Правительство Черчилля правильно расставило приоритеты и бросило все силы на успешную коммуникацию со страной, которая могла помочь Британии выстоять и выиграть в войне, — США.

Несколько недель спустя, после того как немецкие бомбардировщики начали свои ночные налеты на Лондон в сентябре 1940 года, Warner Brothers выпустила в американских кинотеатрах девятиминутный документальный фильм London Can Take It! («Лондон выдержит!»). Через несколько месяцев фильм показали в 12 тысячах кинотеатров перед 60-миллионной аудиторией. Кинолента сыграла свою роль в то время, когда американская помощь Британии была жизненно необходима, а американский изоляционизм оставался сильным. За созданием этого мощного фильма, номинированного на «Оскар», стояло Министерство информации Великобритании, хотя обычные американцы об этом не догадывались.

К сожалению, украинская власть, которая любит использовать цитаты Черчилля, пользуется опытом его правительства далеко не в полной мере. Хотя создание качественного киноконтента и других форм массовой пропаганды — то, в чем должны хорошо разбираться выходцы из «Квартала 95».

Источник материала
loader
loader