Игра о мрачном будущем выросла из "настолки", много лет интриговала игроков, а ее разработчик стал самой дорогой компанией Польши
В конце сентября фантастический ролевой экшен Cyberpunk 2077 (С2077) обновился до версии 2.0 и получил большое сюжетное дополнение Phantom Liberty. Отдельное удовольствие для украинских геймеров – выпуск долгожданной текстовой локализации на украинском.
Поскольку никаких других больших дополнений не планируется, можно с уверенностью сказать, что в эпопее вокруг Cyberpunk 2077 наконец-то поставлена точка. Конечно, она еще будет получать патчи, но не больше. Основные ресурсы поляки из CD Projekt Red (CDPR) направляют на свой следующий крупный проект. По этому случаю Liga.Tech сделала ретроспективу игры, которая действительно всех удивила, хоть и не так, как планировали создатели.
От настольки к ААА-игре
Долгий и непростой путь С2077 начался с анонса летом 2012 года. За основу была взята настольная ролевая игра Cyberpunk, первая редакция которой вышла в конце 1980-х. Название второй редакции Cyberpunk 2020 стало общим для всего сеттинга. Он разворачивался в антиутопическом будущем, где после войн и экономического коллапса значительно возросла власть и влияние мегакорпораций. Непосредственно игра была посвящена попыткам героев выжить в жестоком мегаполисе Найт-Сити. Со временем Киберпанк стал одной из самых популярных настольных игр на уровне с Call of Cthulhu, Warhammer и Dungeon & Dragons.
CDPR объявили, что создатель игры Майк Пондсмит станет творческим консультантом разработки, а уже в январе 2013 года был представлен интригующий тизер-трейлер. Еще через год студия анонсировала третьего "Ведьмака", поэтому о С2077 подзабыли. Тем более что никаких новых материалов о нем не получалось.
И если The Witcher 2 показал, что польские разработчики умеют делать качественные ААА игры, то выпущенный в 2015 году триквел – давать фору ведущим издателям и задавать тренды жанра. На фоне этого градуса интереса к С2077 со стороны прессы и игроков значительно возрос. Однако поляки ограничивались сдержанными комментариями, что разработка все еще продолжается, а релиз состоится, когда игра будет готова.
Было бы логично предположить, что разработка С2077 велась параллельно Дикой охоте, пусть и основной приоритет имела последняя. Однако позже сотрудники на условиях анонимности рассказали , что полноценная работа над игрой началась только в конце 2016-го. Все предыдущие наработки отправились в шредер: руководитель студии Адам Бадовский занял должность геймдиректора и отдал приказ переработать сюжет и игровой процесс. Был изменен даже такой фундаментальный аспект как перспектива персонажа – если "Ведьмаки" были играми от третьего лица, то С2077 должен стать первой игрой CDPR от первого. У топменеджмента студии, который занимался The Witcher 3, был свой взгляд на С2077, что противоречило видению Бадовского. Это привело к конфликту и отставке нескольких ключевых разработчиков.
Большие надежды и слабая подготовка
Если The Witcher 3 делал штат из 240 работников (без учета аутсорса), то над С2077 работало более 500. Это привело к двум проблемам. Во-первых, CDPR не имел опыта оперирования таким большим коллективом, поэтому организация труда серьезно хромала. Во-вторых, даже такого штата было мало с учетом масштаба и амбиций игры. Те же Ubisoft и Rockstar для разработки своих игр в открытом мире привлекают более 1000 человек из филиалов по всему миру.
Свою роль играло и то, что CDPR ступила на terra incognita для себя. Они не имели опыта работы с шутером от первого лица и фантастическим сеттингом в целом. В качестве графического движителя использовалось внутреннее решение студии RED Engine, которое приходилось на ходу адаптировать к потребностям команды. Позже один из сотрудников сравнил процесс создания С2077 с управлением поезда, впереди которого еще строится железная дорога.
В 2018 году была запущена маркетинговая кампания Cyberpunk 2077: на выставку Е3 привезли трейлер, а для журналистов была проведена закрытая презентация почти часа игрового процесса. Позже анонимы рассказали, что демо было сделано еще до завершения программирования основных игровых систем, поэтому некоторые вещи из него не попали в релизную версию. На вопрос о сроках выхода представители CDPR продолжали уклончиво отвечать "когда игра будет готова". На самом деле в это время в студии продолжалась настоящая гонка со временем: руководство хотело успеть до запуска нового поколения консолей, которое ожидалось осенью 2020 года. Фактически в CDPR хотели заработать на игре дважды – сначала на PS4/XBOX One, затем на обновленной версии для их преемников. Опытные программисты указывали топменеджерам, что игра слишком сложна для девайсов семилетней давности, но те предупреждением пренебрегли, ссылаясь на положительный опыт третьего "Ведьмака".
Е3 2019 года стала серьезным PR-успехом для польской студии, которая представила один из главных козырей своего детища – участие Киану Ривза, сыгравшего одного из главных персонажей. Выступление звезды "Матрицы" и "Джона Уика" стало одним из самых ярких моментов в истории Е3 в целом. Однако сами разработчики в это время разработчики только чесали головы, ведь на той же выставке было торжественно объявлено, что долгожданная фантастическая RPG выйдет 16 апреля 2020 года. По словам одного из анонимов, большинство членов команды с учетом достигнутого прогресса рассчитывали на выпуск не ранее 2022-го.
Чтобы успеть до назначенной даты, топ-менеджерам пришлось уменьшать свои аппетиты по поводу наполнения и механик игры. Для команды начался период серьезных кранчей и переработок. Так бывший программист звука Адриан Якубяк вспоминал, что работать приходилось по 13 часов каждый день. Свои коррективы внесла и пандемия Covid-19: необходимость работать из дома усложнила коммуникацию между разработчиком и тестированием, особенно для старого поколения консолей.
Руководство вынуждено было смириться с необходимостью переносов. Сначала релиз С2077 был отложен до сентября, затем до ноября и в конце концов до декабря. Причем последний состоялся уже после новости об "отправке на золото" – жаргонном выражении, означающем окончательное завершение процесса разработки и отправку готовой версии производителям дисков для создания копий. Дополнительные три недели команда программистов занималась тем, что в авральном темпе пыталась ликвидировать как можно больше багов.
Фиаско вместо триумфа
Ажиотаж вокруг C2077 был столь мощным, что в мае 2020 года CDPR сместила Ubisoft с первого места в рейтинге наиболее ценных видеоигровых компаний Европы. За месяц до этого она стала самой дорогой компанией Польши, обойдя крупнейший банк страны – PKO Bank Polski. Очень хороший результат для компании, на тот момент имевшей в своем портфеле всего одну франшизу и 5 игр.
В первые 10 дней после релиза тираж проданных копий С2077 превысил 13 млн копий, что позволило отразить все расходы на разработку. Однако внутри польской студии вряд ли открывали шампанское, а для PR-отдела начался настоящий ночной ужас. Версия для PS4 и XBOX One была практически неиграбельной. Sony пошла на беспрецедентный шаг – сняла игру с продаж и согласилась оформить всем желающим возврат средств, хотя обычно процедура довольно медленная. Microsoft тоже предоставила всем желающим опцию рефанда, но прекращать продажу не стала.
Геймерское сообщество расценило это как настоящий удар в спину: в релиз C2077 польская студия имела очень хорошую репутацию благодаря своему подходу к разработке и пострелизной поддержке. Выходило, что главные "хорошие парни" индустрии почти год врали своим пользователям, что игра уже готова, а переносы призваны исключительно перфекционизмом и желанием максимально отполировать игру.
В дополнение к валу негатива от игроков CDPR столкнулась с коллективным иском от группы инвесторов, которые жаловались, что разработчик ввел их в заблуждение по поводу состояния игры. Правда, уже через год стороны пошли на мировую, которая получила одобрение от федерального суда Центрального округа Калифорнии в начале 2023-го. Стоимость ценных бумаг упала с рекордных $31 до релиза до $16. Вернуться к этим показателям компания не может до сих пор.
К чести студии стоит отметить, что она не стала списывать неудачу на Covid-19, неправильную фазу Луны или просто отмалчиваться. В январе 2021 года соучредитель CDPR Марчин Ивинский записал пятиминутное видео с извинениями, в котором взял вину за ужасное релизное состояние на себя и топменеджмент. Однако проблемы и не думали заканчиваться: в феврале того же года хакерская группа объявила, что похитила исходный код С2077, The Witcher 3 и GWENT. Разработчик не стал поддаваться на шантаж, поэтому уже через несколько дней хакеры слили эти данные в сеть. Чтобы не допустить его распространения, разработчик прибег к массовому применению норм закона DMCA.
Окончанием черной полосы для поляков стала премьера аниме-сериала Cyberpunk: Edgerunners на платформе Netflix в сентябре прошлого года. На фоне этого количество активных игроков С2077 перемахнуло рубеж в 1 млн. Несколько массивных патчей значительно улучшили производительность игры.
На днях CDPR провела презентацию для инвесторов, благодаря которой стало известно, что постерезная поддержка С2077 обошлась студии примерно в $125 млн. Из них почти $84 млн стоило дополнение Phantom Liberty (разработка и маркетинг). Остальные суммы в $41 млн были потрачены на "ремонт" игры. То есть, за эти деньги можно было бы сделать еще одно дополнение несколько меньших размеров. Биржи сразу же отреагировали на эти новости падением стоимости акций польского разработчика. А его коллеги извлекли важный урок – не стоит гнаться за слишком соблазнительными бизнес-перспективами и контролировать амбиции. Иначе можно понести далеко не только репутационный ущерб.