В Киеве попрощались с основателем «Зеркала недели» Владимиром Мостовым
В Киеве попрощались с основателем «Зеркала недели» Владимиром Мостовым

В Киеве попрощались с основателем «Зеркала недели» Владимиром Мостовым

В Киеве попрощались с основателем «Зеркала недели» Владимиром Мостовым

В Киеве простились с основателем «Зеркала недели», легендой украинской журналистики Владимиром Мостовым. О смерти первого главного редактора нашего издания на днях сообщили большинство отечественных СМИ. Сегодня опубликуем репортаж из похорон и фото от "Детектор медиа".

Несмотря на холодный ноябрьский ливень и постоянные воздушные тревоги, отдать честь Палычу, как его называли между собой многие коллеги и друзья, пришло немало людей. Зал на Байковом кладбище, где происходило прощание, был переполнен. Родные, друзья, коллеги, ученики, политики, бизнесмены просто знакомые — все те, на кого повлиял Мостовой, кому дал путь и мировоззрение, кому задал стандарт в профессии или просто помог в сложную минуту.

Он был напрочь лишен желания нравиться. Но немногие, пообщавшись с ним даже несколько минут, не попадали в плен его харизмы. Он никогда не стремился к вниманию и почестям, но всегда был душой любой компании и лидером в каждом коллективе.

Его врожденная интеллигентность, мягкость и доброта были настолько безмерны, что он сам со своей фирменной самоиронией говорил: «Хорошо, что я не родился женщиной. Я не умею говорить слово "нет"». Но в то же время он был несгибаемым стержнем, на котором держался коллектив редакции, и оставался непоколебимым в отстаивании свободы слова и профессиональных стандартов даже при цензуре и преследованиях журналистов.

Он никогда не искал покровителей в высоких кабинетах власти и не считал для себя возможным принимать ласки от какой-либо власти. Но там его имя вспоминали с уважением, а иногда и со страхом, часто пытаясь либо склонить к партнерству, либо закрыть его газету, либо купить. Не получалось ни первого, ни второго, ни третьего.

Розыгрыши, шутки, хохмы, басни, остроумные высказывания Мостового — это, пожалуй, предмет отдельного исследования, а то и целого сериала. Из его редакторского кабинета можно было выйти только со сводимым судорогой от смеха животом. Даже если ты входил в него сообщить Палычу, что твоя жизнь потеряла смысл и ты решил с ней покончить. Будни редакции, благодаря всему этому, были бесконечным интеллектуальным соревнованием, кто кого перешутит. А о праздниках и говорить нечего. Впрочем, при всей своей детской открытости, легкости и искренности Владимир Павлович удивительным образом мог всегда оставаться «единственным взрослым в комнате», который следит за «правилами безопасности» и контролирует соблюдение дедлайнов, планов и договоренностей.

Словом, видимо, как и любой человек, Владимир Мостовой состоял из противоречий. Его особенностью было лишь то, что эти противоречия создавали личность, неординарность которой не мог отрицать даже тот, кто по каким-либо причинам не любил Мостового. Личность, которая превращала Мостового в уникальное явление.

Откуда взялась эта личность? Секрет ее появления во время прощания с Владимиром Павловичем открыла его дочь Юлия Мостова, которая в свое время вместе с отцом основала «Зеркало недели», а после его выхода на пенсию возглавила редакцию.

«Из огромной маминой любви, из книг, которые он запоем проглатывал в детстве, из того затруднения, из того голода, в котором он рос со своими сестрами, и появилась личность, унесшая миру свою уверенность в том, что лучше всего в жизни – это делиться», – рассказала Мостова.

Палыч, по ее словам, — человек, который не любил барские изыски и понты. Человек, которого книги научили мечтать, а жизнь научила рассчитывать только на себя. «Он знал, что можно быть не самым сытым, но самым умным. Знал, что можно быть не моднее всего одетым, даже в обносках, но быть душой компании. Знал, что отдавать лучше, чем брать. И вот эти свои ощущения он пронес через всю свою бурную, наполненную, интересную, любимую им жизнь. Потому что он был жизнелюбом», — сказала Юлия Владимировна.

А еще его можно считать праотцом гуглу, пошутила она. Мостовой столько прочел, столько всего знал, что от него можно получить ответ на любой вопрос. Он обладал энциклопедическими знаниями, знал более сотни украинских народных песен и наизусть цитировал стихи великих поэтов.

Заслужил Палыч еще одно звание — праотца волонтерства: «Мой папа чувствовал внутреннюю потребность закрывать пустоту опоры любому — знакомому, незнакомому, другому, коллеге, — говорит Юлия Мостова. — Он помогал растерянным семьям хоронить своих близких, вкладывая свое сердце в организацию сотни похорон. Помогал искать врачей, находить деньги, издавать книги, выбивать квартиры, поступать талантливой молодежи в университеты. Он помогал словом, своими шутками, своими крылатыми изречениями. Он отдавал свои идеи для статей, для рубрик, для фестивалей, для книг и целых медиа. Просто так. Берите – пользуйтесь!».

Юлия выразила уверенность, что душа ее отца улетает спокойно, светло и очень легко. «Потому что он отдал все долги и раздал свой свет всем вам – друзьям, коллегам, семье. И у вас есть по кусочку "всего" Палыча. Каждый из вас может найти в себе его шутку, его совет, его объятия. Найдите и светите в эти трудные, темные времена. Светите Палычем!», — обратилась к пришедшим на прощание с Владимиром Мостовым его дочь.

"Я же напоследок скажу еще об одном противоречии. Владимир Мостовой органически не переносил пафоса, патетики и высокопарных эпитетов. Всегда смеялся над теми, кто прибегал к ним, особенно по отношению к самому Мостовному. Но сегодня, когда с ним прощались, наиболее частыми звучащими словами были «уникальный», «феноменальный», «неповторимый» и «незаменимый». Извините, Палыч, но здесь мы позволим себе ослушаться вас и пойти против вашей воли. Во всем остальном Мостовой и в дальнейшем будете служить указателем для сотен тех, кто имел счастье знать его, работать с ним, учиться у него. А также для сотен тысяч унаследовавших от Владимира Мостового качественную украинскую журналистику — самое главное из того, что он так щедро и многим отдавал"", - резюмируют в "Детектор медиа".

Источник материала
loader
loader