19 мая, воскресенье
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Дефицита еще нет, но сложности уже возникли: как украинский бизнес справляется с блокированием поляками границы
Дефицита еще нет, но сложности уже возникли: как украинский бизнес справляется с блокированием поляками границы

Дефицита еще нет, но сложности уже возникли: как украинский бизнес справляется с блокированием поляками границы

Результатом блокады польскими ультраправыми границы с Украиной экономика последней терпит значительные убытки – в частности, из-за уменьшения количества ввозимых в страну товаров. Впрочем, говорить о критическом снижении импорта и назревающем дефиците тех или иных позиций пока не приходится: бизнес активно ищет альтернативные пути ввоза товаров либо же предлагает украинцам доступные аналоги.

О важной роли Польши в украинском импорте-экспорте рассказали OBOZ.UA в группе компаний "Эпицентр К". Там отметили: многие компании Украины работают через польские порты – в т.ч., Гданьск и Гдыню. Ведь больше всего товаров в Украине идет из:

  • польских;
  • немецких морских портов;
  • нидерландского Роттердама.

"Соответственно забастовка местных перевозчиков и значительное уменьшение объема пропуска транспортных средств через границу с Польшей повлияли на количество товаров, которые можно ввозить на территорию Украины", – признали группе компаний.

Впрочем, отметили там, конкретно в их торговых центрах не произошло резкого снижения выбора товарных позиций. Причина – невысокая доля собственного импорта и ориентация на:

  • украинских поставщиков;
  • собственное производство.

"Все эти меры нивелируют проблемы с польской границей", – рассказали в группе компаний.

Дефицит медикаментов пока не грозит

В свою очередь, в сети аптек "Подорожник" рассказали OBOZ.UA, что во многом ситуация зависит от количества остатков товара по Украине. И в целом "клиенты не должны заметить отсутствия любимых брендов".

При этом там признали: некоторые товары действительно могут отсутствовать из-за несвоевременной поставки дистрибьюторам. Однако в таком случае "производители предупреждают о возможном перебое доставки".

"Если обстоятельства не будут меняться, то соответственно и увеличится количество таких обращений. Однако сейчас ситуация не критична. В наших аптеках много импортной косметики из стран Европы – и здесь наблюдается подобное. То есть товары приезжают с задержкой и при этом у нас достаточно остатков по Украине", – подчеркнули там.

О том, что украинцы не будут испытывать больших проблем с медикаментами сообщили OBOZ.UA и в сети аптек АНЦ. "Дистрибьюторы ответили, что проблем по подставки товара в разрезе блокировки границы нет", – рассказали там.

Впрочем, есть еще один фактор, позволяющий украинцам не переживать по поводу возможного деффицита лекарств из-за событий на границе. Как объяснили в "Подорожнике", даже если какого-то препарата не окажется в аптеке, всегда можно приобрести его аналог.

"У людей будет возможность приобрести аналог нужного импортного препарата. Он ведь имеет свои аналоги", – подчеркнули там.

Топливо будет

Также украинцы не должны испытать проблем с наличием автотоплива. Ведь, по словам гендиректора одной из сетей АЗС Леонида Косянчука, недостаток нефтепродуктов "можно перекрыть внутренним производством".

Впрочем, признал он, определенные проблемы могут возникнут с сжиженным газом. Ведь с ним "ситуация хуже".

"Раньше бензовоз мог совершить три ходки за месяц. Сейчас за месяц и одну не может", – объяснил эксперт OBOZ.UA.

Тем не менее, уверяет он, какой-либо трагедии из-за этого не произойдет. Дело в том, что:

  • уровень потребления сейчас падает;
  • участники рынка "навезли достаточно запасов";
  • украинцы легко перейдут с газа на бензин – "тумблером щелкнул и уже перешел".

Уверенности, по его словам, придает и то, что операторы рынка активно ищут выход со сложившейся ситуации. В частности, прорабатывая как новые каналы снабжения, так и возможности заменить импортную продукцию.

"Операторы рынка уже перестраивают логистику на железнодорожный транспорт, хотя это сложнее. Через другие страны – не знаю. Молдова, Болгария – закрыли сами из-за опасений российского бизнеса, хотя они заходят другими путями", – объяснил он.

Больше проблем может возникнуть с техникой

Иван Павлик, коммерческий директор COMFY, рассказывает OBOZ.UA: производители, поставщики и продавцы бытовой техники и электроники уже несколько недель сталкиваются с логистическими проблемами из-за забастовок на польской границе. "Однозначно говорить о сроках, на которые задерживаются товары, сложно. Потому что кто продолжает стоять в очередях, а кто пытается искать альтернативные пути поставок через Словакию, Венгрию и Румынию", - говорит эксперт.

И хотя задержки в доставке есть, пока проблем с ассортиментом нет. Товаров хватит, ведь продавцы накопили товары вперед. "Блэк Фрайдей для нашего сегмента очень важный период и мы начинаем подготовку к нему за несколько месяцев. Мы и наши покупатели можем столкнуться с проблемами с наличием товаров позже, в декабре, особенно если забастовки будут ухудшаться (охватят больше пунктов на границе с Польшей или присоединиться) другие страны)", - считает Павлик.

Воздействие может выражаться не только в определенном дефиците товаров, но и в росте цен уже в декабре. Уже сейчас удвоена стоимость логистики, а если забастовка будет усиливаться и распространяться, логистика подорожает еще больше. Производители и поставщики, конечно, будут закладывать это удорожание в стоимость товаров. Меньше всего это повлияет на мелкие гаджеты и электронику, потому что стоимость логистики здесь меньше влияет на стоимость единицы товара. Наибольшее влияние может оказаться на категорию большой бытовой техники, которая, условно, в штуках меньше влезает в один грузовик.

Производители и поставщики бытовой техники и электроники уже пытаются перестроить цепочки поставок и используют альтернативные логистические маршруты через Словакию, Венгрию и Румынию. Но это решает проблему лишь частично, потому что:

  • В Словакии уже достаточно велик наплыв транспорта и не хватает мощностей для обработки этого потока;
  • В подобной логистике есть ограничения по возможностям использования альтернативных маршрутов. Не все поставщики могут просто поехать в объезд через другую страну и вынуждены стоять в очередях на границе с Польшей.

Проблема экспорта

Впрочем, говорить, что блокирование границы проходит для украинского бизнеса практически незаметно, тоже нельзя. Как рассказал OBOZ.UA основатель транспортной компании "Хортицкие линии" Игорь Кирпа, из-за действий поляков приходится ехать в объезд через другие страны. Обходится же такое "путешествие" достаточно дорого – около 1-1,5 тыс. евро дополнительных расходов на логистике.

"Простой пример. Водку "Хортица" возили из Запорожья в Варшаву. Сейчас пропускают 24 машины в сутки. В Ягодине 4 тыс. машин в электронной очереди записано – это на 200 дней. Кому через 200 дней нужна эта водка? Поэтому отменяют заказ", – объяснил он.

Поляки сами недовольны

В то же время, от блокирования границы страдают не только украинцы, но и сами поляки. Более того, по словам Кирпы, перевозчики из соседней страны не поддерживают забастовку ультраправых.

"Это одна маленькая партия Конфедерация устроила, это просто политические игры. Поляки сами не хотят блокировки границы, они тоже сюда ездят, всюду ездят. Это работа. Вот представитель этой партии имеет транспортную компанию, он с одной ассоциацией и устроил эту блокировку. Это больше никто не поддержал", – рассказал он.

Сколько теряет Украина из-за блокирования границы

В целом же Украина несет достаточно серьезные убыткиот действий польских ультраправых. Как рассказала ранее научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Ирина Коссе:

  • только украинским перевозчикам это обходится в примерно 164 тыс. евро ежедневных убытков;
  • убытки же самой Украины гораздо выше – ведь в них входят невыполнение контрактов предприятиями и прекращение производства.

"Общая сумма ущерба будет значительно больше, охватывая риски для предприятий, экспортеров и импортеров. Невыполнение контрактов и прекращение производства становятся обязательной частью этого сценария", – констатировала Коссе.

При этом она подчеркнула: проблемы испытывает и Польша. Причем соразмерные с Украиной.

"Польский бизнес также несет убытки от этого блокирования. И не исключено, что эти потери сопоставимы с украинскими", – резюмировала эксперт.

Как сообщал OBOZ.UA, по словам министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Сольского, усложняют ситуацию специфические требования бастующих. Ведь в них "трудно найти какие-нибудь конструктивные вещи".

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале OBOZ.UA и Viber. Не ведитесь на фейки!

Источник материала
Поделиться сюжетом