В заложниках у "дяди из СИЗО СБУ": почему остановились заводы ферросплавов
В заложниках у "дяди из СИЗО СБУ": почему остановились заводы ферросплавов

В заложниках у "дяди из СИЗО СБУ": почему остановились заводы ферросплавов

В Украине происходят странные события с ферросплавными заводами

В Украине прекратили работу два крупных ферросплавных завода на юго-востоке страны – Никопольский и Запорожский. Об этом сообщил народный депутат от фракции "Батькивщина" Алексей Кучеренко

Событие примечательно тем, что оба предприятия градообразующие и уникальные по своим характеристикам. Более того, ферросплавы необходимы для функционирования оборонной промышленности.  Официальное объяснение остановки предприятий прозаичное – действующий тариф на электроэнергию не покрывает затрат производства, а близость фронта и регулярные обстрелы и вовсе не гарантируют безопасность для сотрудников. Но есть и политическая подоплека. Дело в том, что оба предприятия входят в орбиту группы "Приват", которую связывают с задержанным олигархом Игорем Коломойским.

Событие пока еще не привлекло широкого внимания общественности, но, учитывая значимость предприятий для экономики региона, последствия остановки заводов могут вызвать социальные потрясения.

В подробностях разобрались Vesti.ua.

Ферросплавные заводы Украины и "дядя из камеры СИЗО СБУ"

20 ноября 2023 года народный депутат Алексей Кучеренко в социальной сети сообщил об остановке двух ферросплавных заводов Украины. "Формальным основанием объявили "повышение цен на электроэнергию", пишет парламентарий.  – Правда, об этой причине работники среднего звена на заводах даже не были в курсе. Более того, руководство заводов, по имеющейся информации, совсем не собиралось останавливать предприятия. Указание это сделать, как пишут журналисты, менеджмент получил от одного дяди из камеры СИЗО СБУ".

В посте Кучеренко речь идет об АО "Никопольский завод ферросплавов" (НЗФ) и об АО "Запорожский завод ферросплавов" (ЗФЗ). Под "дядей из камеры СИЗО СБУ" подразумевается, судя по всему, Игорь Коломойский.

В пресс-релизе об остановке печных агрегатов, размещенном на официальной странице ЗФЗ, сказано, что "было принято решение об остановке для проведения ремонтных работ, которые при их текущей работе провести невозможно". Остановка объясняется возможными блекаутами, желанием снизить нагрузку на электросети (в том числе чтобы было стабильное теплоснабжение бытовых потребителей). На официальном сайте НЗФ говорится, что это предприятие тоже останавливает работу печных агрегатов, но продолжит ремонтные и другие работы. 

Оба завода ссылаются на близость к районам боевых действий и на непредсказуемость противника, а также на угрозу обстрелов. 

При этом на предприятиях подчеркивают, что гарантируют выплаты сотрудникам, а для партнеров есть в достаточном количестве товар на складах. Возобновление работы и ЗФЗ, и НЗФ видят после исчезновения угрозы обстрелов. 

Никопольский завод ферросплавов является крупнейшим в Европе, занимает второе место в мире по выработке ферросплавов. Запорожский завод ферросплавов еще и единственный в стране, который производит ферросилиций – уникальный сплав железа и кремния. 

Их остановка вызвала резонанс в политических кругах, потому что предприятия входят в "стальную империю" украинского олигарха Игоря Коломойского, наряду с горно-обогатительными комбинатами (ГОКами). Один из них, Покровский ГОК, еще 1 ноября объявил о приостановке производства из-за ремонтных работ. За пару суток до этого остановился Марганецкий ГОК, официальные причины – нехватка воды и энергоснабжения, вражеские обстрелы. 

Поскольку два ГОКа добывают руду и таким образом снабжают сырьем ферросплавные заводы, остановка последних была делом времени, что несколько дней спустя после "стопа" ГОКов и произошло. 

Социальный взрыв

Руководство предприятий уверяет: сотрудников в центры занятости никто не отправляет, за всеми сохраняются выплаты. Но есть сомнения, что заводам хватит средств поддерживать своих работников всю зиму. 

Во-первых, если в 2022 году экспорт ферросплавов из Украины дал рекордные 564 млн долларов США, то в текущем году это пока 281 млн долларов США (январь-сентябрь). Сокращение прибыли вызвано обвалом мировых цен на данную продукцию (при возросших объемах экспорта, в частности, из Украины). 

Во-вторых, необходимо вкладываться в ремонт и модернизацию предприятий, а это немалые средства. Да и "раскочегарить" печи после остановки стоит немалых денег. Вкладываться во все это без гарантий, что противник не обстреляет, также нет смысла. 

В-третьих, срабатывает политический фактор. Если вина Игоря Коломойского будет доказана, его предприятиям "светит" конфискация и перепродажа. 

Поэтому версия о шантаже олигархом из СИЗО Офиса президента имеет под собой основания. В любой момент прекратить выплаты сотрудникам – и социальный взрыв минимум в трех городах на востоке страны (заводы являются градообразующими для Покровска, Никополя, Марганца) готов. 

Что характерно, Никопольский и Запорожский заводы не останавливались полностью во время прошлогодних ракетных и артиллерийских обстрелов, а также после подрыва Каховской ГЭС, подчеркивают в Telegram-канале "Монополист". 

Со ссылкой на контрагентов ферросплавных заводов авторы ТГ-канала (согласно открытым данным, канал ведут журналисты Сергей Головнев и Юрий Винничук) утверждают, что контракты были подписаны на всю зиму, поэтому остановка заводов стала для них неожиданностью. При этом решения синхронизированы во времени с арестом акций "Полтаваоблэнерго" и других активов Игоря Коломойского. 

Прекращать работу предприятий – характерно для олигарха. Заводы ставятся на "стоп" не в первый раз. Но причины далеко не политические. 

Борьба вокруг прайс-кепов и майнинг-фермы

Зимой 2012 года точно так же были остановлены Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов, тогда входившие в группу "Приват". Официальная причина – резкий рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий. Тогдашний глава правления ЗФЗ Павел Кравченко объяснял: если в себестоимости продукции расходы на электроэнергию составляют 45%, эта продукция неконкурентоспособна.  

В ноябре 2019 года сотрудники металлургических предприятий группы "Приват" приняли участие в акции протеста под Нацбанком: требовали "убрать коррупцию из НБУ", принесли отрезанную голову свиньи и даже проникли в здание регулятора (15 ноября). Протест начался после задержания детективами НАБУ экс-сотрудников Нацбанка. Участники акции требовали отставки главы правления НБУ Якова Смолия и его заместительницы Екатерины Рожковой. 

В двух случаях протестов задействованы сотрудники предприятий группы "Приват", причины – бизнес-интересы владельцев. Интересно, что и сейчас остановка произошла на фоне повышения прайс-кепов (тарифов) на электроэнергию для бизнеса. И хотя НКРЭКУ утверждает, что цена за киловатт для бизнеса почти не поднимется (максимум +10 коп. за 1 кВт-ч), на рынке ожесточается борьба за отмену прайс-кепов в принципе. Напомним, это предельные уровни цен на электроэнергию на рынке для бизнес-потребителей. 

Общественная организация "Первый энергетический совет" утверждает, что отказ от них – требование Евросоюза. Глава НКРЭКУ Константин Ущаповский соглашается с этим, но подчеркивает: отменить ценовые "потолки" реально только после войны.  

Для остановленных ГОКов и ферросплавных заводов это важно, поскольку они получали электроэнергию, как утверждается в соцсетях, по льготным ценам. И на территории заводов, как пишут пользователи в комментариях в соцсетях, якобы были майнинг-фермы по биткоинам, благо дешевой электроэнергии – завались. 

Особенности характера

В комментарии Vesti.ua народный депутат Алексей Кучеренко  обращает внимание на остановку ГОКов перед прекращением работы ферросплавных заводов. По его мнению со ссылкой на позиции специалистов, с которыми парламентарий общался, все это выглядит как инструмент давления на власть, исходя из желания одного акционера. 

"Напомню, еще до выборов 2019 года сотрудники этих заводов хороводы водили именно под НКРЭКУ, воевали с энергетиками, были все время недовольны теми тарифами (на электроэнергию), которые были тогда и которые не сравнить с нынешними. Поэтому таланты и способности акционера,  считаю, эта версия небезосновательна, – подчеркивает Алексей Кучеренко.  – Это сотрудники, семьи, градообразующие предприятия, им нужно жить за что-то, еду покупать. Последствия могут быть непредсказуемыми"
Тем более что предприятия – в прифронтовой зоне. 

По его сведениям, пока еще широкие политические круги такого значения происходящему не придают. Но надо понимать, что продукция ферросплавных заводов нужна практически для всех изделий из стали, тем более в оборонной сфере. Поэтому, а также с учетом социальных эффектов, остановка таких крупных предприятий, да еще в военное время, должна иметь вескую аргументацию и как минимум согласована с государством. 

"У меня глубокое убеждение, что надо в законодательство внести соответствующие нормы, – рассказал Алексей Кучеренко.  – Если акционер не может справиться с предприятиями, то может быть и спецзакон о национализации".

Пока же парламентарий готовит соответствующие депутатские запросы. 

Игра на страхе протестов

Однако на данный момент речь идет не столько о политическом, сколько о политэкономическом воздействии, считает политолог Алексей Якубин. 

"Скорее всего, Игорь Коломойский и его бизнес-группа, понимая ту ситуацию, в которой оказались, пытаются, используя своеобразный шантаж, получить от государства льготные условия, связанные с электроэнергетикой. Производство ферросплавов очень энергоемко. Из-за войны социальная стабильность в стране жестче привязана к рабочим местам, самому факту работы предприятий, поэтому остановку сразу нескольких градообразующих предприятий государство просто не сможет обойти своим вниманием. Тем более, речь идет о тысячах рабочих мест, что потенциально может усиливать риск дестабилизации в прифронтовых регионах. Они (инициаторы остановки предприятий) это понимают и пытаются выбить некие льготы. А вся остальная политика отстраивается, исходя уже от этого экономического интереса", – полагает он.

Источник материала
loader
loader