Выиграет ли украинское православие в войне за храмы между ПЦУ и УПЦ МП?
Выиграет ли украинское православие в войне за храмы между ПЦУ и УПЦ МП?

Выиграет ли украинское православие в войне за храмы между ПЦУ и УПЦ МП?

Выиграет ли украинское православие в войне за храмы между ПЦУ и УПЦ МП?

Передел церковного имущества и в целом религиозное напряжение в Украине достигло той точки, в которой ситуация выходит из-под контроля власти. Очередной виток скандала — драка на территории монастыря Пресвятой Богородицы, где люди в камуфляже «помогали» изгнать прихожан УПЦ МП. В результате драки два человека из числа представителей УПЦ МП были госпитализированы с травмами. В ПЦУ заявляют, что все случившееся было «самозащитой». Но голоса звучат немного неровно — судя по всему, в Киеве и духовная, и светская власть несколько ошеломлены тем, как ситуация «на местах» выходит из-под контроля.

О том, что что-то идет не так, в ПЦУ говорят уже давно, но в основном под сурдинку, при личном общении. В открытую против силовых захватов храмов впервые выступила организация «10 тезисов для ПЦУ», состоящая из представителей этой церкви. Группа приняла обращение к своему церковному руководству и широкой общественности с осуждением насильственных действий при отборе храмов у УПЦ МП. Заявление было сделано как раз на фоне событий в Черкассах. Впрочем авторы утверждают, что текст писался раньше и непосредственного отношения к событиям в Черкассах не имеет.

Руководство церкви совершенно ожидаемо сделало вид, что не расслышало своих активистов. Зато в Сети между представителями ПЦУ разгорелась настоящая баталия.

Часть «голосов ПЦУ» считает оправданным и сам передел, и применение насилия при захвате храмов. Храмы УПЦ МП в их риторике — это некая «внутренняя Москва», которая должна быть разрушена. С точки зрения этих спикеров, имеет место определенная «справедливость»: насилие, которое Россия применяет в отношении Украины, развязывает руки украинцам, которые теперь имеют право на насилие в отношении всего, ассоциированного с Россией.

Есть основания подозревать, что эту точку зрения поддерживает руководство ПЦУ. У них свои резоны, и им не откажешь в логике. «Эволюционный» путь переходов людей и приходов из МП в ПЦУ идет очень неспешно. И путь «перевода храмов» может показаться более перспективным: сначала перевести храм, а люди за храмом подтянутся. Не могу не вспомнить в этой связи патриарха Филарета. На вопрос, почему церковь не идет «в люди» с активной проповедью, патриарх с присущей ему прямотой ответил: а почему это мы должны за ними бегать? Сами должны прийти. Они, мол, знают, где мы находимся.

Этот подход разделяют в ПЦУ не все — как можно судить по обращению группы «10 тезисов». Во-первых, этот подход не соответствует духу христианской веры, для которой Бог — не в стенах. Во-вторых, отъем храмов приводит к опасным политическим последствиям: общины «верных руссмировцев» становятся более фанатичными, но при этом менее заметными — уходят «в подполье».

Их «внесистемность» делает их интересными и привлекательными с точки зрения духовного поиска. Еще вчера они пользовались привилегиями и считали эти привилегии свидетельством своей «истинности». Сегодня пластинку сменили — «истинная вера — та, что гонимая», а идея о том, что «Бог не в стенах, а в душах» становится их главным миссионерским слоганом.

Наконец, нынешний виток церковного насилия может привести к тому, что объединение церквей в единую поместную окажется невозможным в обозримом будущем. Что в свою очередь совершенно совпадает с чаяниями Кремля. «С кем объединяться? — риторически вопрошают пропагандисты УПЦ МП. — С этими разбойниками, которые бьют наших верующих?» Можно было бы ответить — и про зерна ненависти, которые щедро сеяли «свидетели раскола», и про «неотпетых мальчиков», и про антиукраинскую пропаганду в церковных стенах, и про «братоубийственную войну» и призывы уклоняться от мобилизации и отказываться «защищать эту страну», и про Крымскую митрополию — список может быть очень долгим. Но эти ответы тоже ни на йоту не приблизят нас к примирению, к преодолению разделения внутри украинского общества.

Церковный передел работает на российский интерес. Так же, как на него работает сохранение церковной структуры УПЦ МП. Замкнутый круг, из которого трудно найти выход: наличие структур Моспатриархата в Украине скандально, искоренить эти структуры без нарушения законов и принципов прав человека невозможно. При этом вся политика этих структур, направленная на разделение и ослабление украинского общества, вызывает крайнее раздражение.

Показательно, что промосковские пропагандисты от УПЦ МП сейчас превратили «объединение и примирение» в жупел и пугают верующих «звериным оскалом раскольников» — их «болгарками», «титушками» и «пустыми храмами» (не говоря уже о «безблагодатности»). И в то же время шантажируют своих оппонентов в ПЦУ. Хотите примирения? Руки прочь от всего нашего — храмов, привилегий, коллаборантов, канонического единства с Москвой.

В общем, все подталкивает к мысли о том, что «ястребы» ПЦУ правы — Карфаген должен быть разрушен.

Вот только УПЦ МП — не Карфаген. Разрушить ее с наскока не удастся сразу по нескольким причинам. Во-первых, этого не допустят западные партнеры. Даже если они понимают, зачем это нужно Украине, им приходится считаться со своими избирателями. Которые не понимают и не поддерживают — хотя бы потому, что российская пропаганда на Западе работает лучше, чем украинская.

Во-вторых, тот, кто ведет войну, всегда должен иметь какой-нибудь план «прекращения огня». Т.е. набор уступок, которые он потребует от противника и на которые он сам сможет согласиться в ответ на требования противника. Мы можем не сомневаться в том, что неприкосновенность УПЦ МП станет условием с московской стороны. И что Украине, вероятно, на это условие придется согласиться — хотя бы потому, что западные партнеры, как уже было сказано выше, сочтут его приемлемым.

Иными словами, церковное сосуществование — перспектива, которую нам нельзя сбрасывать со счетов. Хотя в данное время обе стороны делают все, чтобы это сосуществование стало максимально болезненным.

Проблема силовых противостояний за храмы лежит не только в церковной плоскости. Вся эта история — о колоссальной дискредитации всего и всех, что было и могло оставаться авторитетом и гарантом стабильности в стране и в обществе.

Виток церковного конфликта дискредитирует государственную власть, которая должна бы следить за соблюдением законности и гасить конфликты, разъедающие местные общины и умы людей. Вместо этого в церковном поле действует кто угодно — местные авторитеты, активисты светские и церковные, «хлопцы»-фронтовики. И действуют как умеют — кто собирает бюджетников «проголосовать за переход храма», кто призывает на помощь побратимов и идет на штурм церковной ограды, кто просто принимает решение разорвать договор об аренде земли под храмом без всякого на то основания.

Проблема не в том, что «нельзя так с церковью» — все зависит от обстоятельств. Но нельзя так поступать ни с законом, ни с правом, ни с авторитетом власти. Если УПЦ МП представляет собой угрозу стране, она должна быть поставлена вне закона и деятельность ее запрещена.

У власти есть разные способы прекратить деструктивную деятельность церковных организаций — можно было бы даже не принимать новые одиозные законы. Была бы политическая воля и эффективные следственные органы.

Однако и тут все идет со скрипом. В СБУ отчитываются, что открыли дела приблизительно на 60 священнослужителей УПЦ МП. Однако ощутимых результатов пока немного. Суды идут, но доказательной базы не хватает — на это обратили внимание во время последнего заседания Совбеза ООН. «Санкции», наложенные вместо судебных приговоров, не мешают епископам-москвофилам жить и работать. Союз православных журналистов — пропагандистский канал Вадима Новинского — продолжает вещать, продвигая в украинское медиапространство российские нарративы, в том числе в исполнении авторов — граждан и резидентов РФ. А законопроект «о запрете УПЦ МП», который только под колоссальным давлением извне удалось вынуть из-под сукна и вынести на голосование в ВР, благополучно отбыл в направлении Венеции. В ВР говорят, что к законопроекту наверняка не вернутся до Нового года. А под сурдинку кое-кто во власти высказывает надежду, что Венецианская комиссия и вовсе этот законопроект «зарежет».

Если у власти не было конкретного плана или даже политической воли избавить Украину от Московского патриархата — зачем было кормить московских и вашингтонских троллей «гонениями», и провоцировать беспорядки вокруг «перевода храмов»?

Есть у власти, впрочем, одно достижение, пусть и сомнительное. Если церковь до сих пор в списках авторитетов для украинцев занимала высокую позицию, то теперь рискует ее потерять. Война в принципе оказалась сложным вызовом для церкви (как и для всего общества), но православные церкви усугубляют свое положение «квартирным вопросом». Они могли бы стать опорой для общества, но готовы променять это на возможность отомстить, прирасти имуществом или, наоборот, сохранить свою зону комфорта и потешить гордыню — все равно, какой ценой. Колоссальный институциональный эгоизм обеих православных церквей мешает им выполнять благородные функции — помочь своему народу сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство, христианские добродетели перед вратами ада. Не потерять ориентир или хотя бы веру в то, что свет и любовь не теряют смысл никогда.

Дискредитация какого-то одного церковного института — это дискредитация церкви в целом. Мы же наблюдаем за тем, как сразу две православные церкви взаимно уничтожают авторитет друг друга и свой собственный заодно. Когда они окончательно расправятся друг с другом — куда нам идти?

Источник материала
loader
loader