Руслан Сидорович: «Вопрос дальнейшего пребывания председателя ВККС в отпуске или увольнение его с админдолжности — ответственность самого Романа Игнатова»
Руслан Сидорович: «Вопрос дальнейшего пребывания председателя ВККС в отпуске или увольнение его с админдолжности — ответственность самого Романа Игнатова»

Руслан Сидорович: «Вопрос дальнейшего пребывания председателя ВККС в отпуске или увольнение его с админдолжности — ответственность самого Романа Игнатова»

Руслан Сидорович: «Вопрос дальнейшего пребывания председателя ВККС в отпуске или увольнение его с админдолжности — ответственность самого Романа Игнатова»

На этой неделе Служба внешней разведки (СВР) в ответ на запрос председателя Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Романа Игнатова прислала в адрес ВККС письмо, которое опубликовало ZN.UA и которое покачнуло ситуацию вокруг комиссии. В этом письме глава СВР Александр Литвиненко указал, что «во время обработки материалов выявлены сведения о личности, чьи персональные данные полностью совпадают с персональными данными гражданина Украины Игнатова Р. М.».

Глава разведки привел в письме несколько цифр в подтверждение наличия в реестре паспорта, однако сам документ СВР не обнародовала, как и год, и место его выдачи. Разведка уточнила, что это невозможно из-за разрыва дипломатических отношений с Россией 24 февраля 2022 года и невозможности получить копии документов.

После этого Роман Игнатов собрал пресс-брифинг, на котором заявил, что на него давят. Председатель ВККС связал давление с началом оценивания судей ликвидированного Окружного административного суда, а также заявил, что один из народных депутатов написал на него заявление в правоохранительные органы, после чего Служба безопасности Украины (СБУ) открыла против Игнатова уголовное производство по статье «государственная измена». По информации источников ZN.UA, этот депутат — член парламента Максим Бужанский.

После обнародования письма СВР Высшая квалификационная комиссия судей также выступила с заявлением, где отметила, что считает недопустимым наличие у судей и членов органов судейского управления иного гражданства, кроме украинского, в частности российского. Однако просит ряд органов проверить факт наличия российского гражданства у своего коллеги. Также, чтобы решить вопрос, ВККС планирует привлечь общественность и обещает, что после анализа всех необходимых документов «безотлагательно примет решение».

В день обнародования письма от СВР объединение украинских адвокатов и юристов «Спілка мертвих юристів» опубликовало свое расследование, где выдвинуло версию, что у Романа Игнатова нет российского паспорта. А номера, которые Служба внешней разведки привела в письме, вероятнее всего, совпадают с номером старого советского паспорта Игнатова, информацию о котором он не скрывал.

Однако Высший совет правосудия (ВСП), который и принимал окончательное решение во время утверждения состава ВКСС после конкурсного отбора, никаких заявлений не сделал. Но уже опубликована информация о том, что ВСП якобы получил письмо от Государственного бюро расследований (ГБР), которое, «ссылаясь на СБУ, СВР и собственные следственные действия, подчеркнуло, что руководитель ВККС Роман Игнатов является гражданином РФ». По информации источников ZN.UA, у ВСП официального представления ГБР еще нет, но если поступит, то ВСП будет рассматривать этот документ, чтобы сформировать свою официальную позицию, которая критически важна уже сейчас.

ZN.UA поговорило с заместителем председателя ВККС Русланом Сидоровичем о ситуации, сложившейся в комиссии после публикации письма, позиции ВККС относительно заявлений председателя Романа Игнатова, вероятных рисках для учреждения и возможном давлении на членов комиссии.

Руслан Михайлович, каковы настроения у членов ВККС после письма, поступившего в адрес комиссии, где указано, что у председателя комиссии якобы есть номер российского паспорта?

Я уверен, что большинство моих коллег достаточно стрессоустойчивы. У нас сложная работа и еще много вызовов впереди. Но, бесспорно, это очень тревожная для нас информация. Из-за этого нам пришлось в тот день отложить начало пленарного заседания, чтобы срочно отреагировать на это письмо. Мы сделали публичное заявление, направили обращение в компетентные государственные органы, у которых могут быть данные для подтверждения или опровержения этой информации.

Эти обращения мы направили в Главное управление разведки, СБУ, Службу внешней разведки, а также в ГБР, поскольку там есть два уголовных дела, которые касаются председателя ВККС Романа Игнатова. И еще одно письмо отправили в Министерство иностранных дел, ведь Украина разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией, но может просить о дипломатических услугах другие государства, чтобы по официальным каналам связи получить соответствующую информацию из РФ. Мы должны понимать, что речь идет о подтверждении информации, окончательным держателем которой является государство-агрессор. Этот факт тоже нельзя не принимать во внимание.

ВККСУ

Во время такой жестокой войны ссылаться на документы, которые предоставляет Россия, — это еще и вопрос морали, не только права. Потому что даже если вы получите через МИД ответ, что у пана Игнатова точно нет и никогда не было российского гражданства, кто-то скажет: «Смотрите, они ссылаются на российские документы». Как с этим быть, ведь и на российские документы, и на российские базы этих документов придется ссылаться?

Если мы говорим о членах комиссии, к которым выдвигаются весьма строгие профессиональные требования, законодатель определил, что нам в своей работе придется решать моральные дилеммы. И абсолютно правильно, что нам придется иметь дело с какой-то информацией, которой обладает Россия. Потому что это будет первоисточник этой информации. Надеюсь, что в этом случае ничего не подтвердится.

Некоторые данные, указанные в письме Службы внешней разведки, требуют дополнительных объяснений и уточнений. Логично, что информацию, которую они указали, они откуда-то взяли. И комиссия сегодня утвердила единственно правильное решение — высказала публичную позицию. Кроме того, мы обратимся к общественным организациям, которые рекомендовали своих представителей в Общественный совет добропорядочности (ОСД) и журналистам, потому что в некоторых случаях их представители были впереди государственных структур. И этим шагом продемонстрируем со своей стороны, что комиссия не собирается прятаться за формальными процедурами. Потому что и НАБУ, и СБУ открывают уголовные производства по результатам журналистских материалов. Поэтому такая проактивная позиция по привлечению общественности покажет нашу силу, готовность к открытому общению с обществом и бескомпромиссную позицию.

Мы сразу указали, что лицам не только с российским паспортом, но и с любым другим паспортом, кроме украинского, нет места ни в судебной системе, ни в системе органов судебного управления. Вместе с тем мы подчеркнули, что просто информации о наличии у Романа Игнатова российского паспорта недостаточно, поскольку не предоставлены никакие документы, которые бы это подтверждали. Существование и суть письма СВР мы под сомнение не берем, но, с точки зрения демократичного подхода, должны эти моменты исследовать.

Важно уточнить: вопрос, который вы через МИД и другую страну будете адресовать в Россию, будет о том, имел ли Роман Игнатов российский паспорт?

Здесь не настолько принципиально, был ли у него паспорт или есть. Важно наличие гражданства. Забудем о судьях и рассмотрим такую ситуацию: граждане Украины когда-то, при каких-то обстоятельствах, получили гражданство России. Но они не посещали эту страну, не обращались в посольство России, когда оно еще было в Украине. И у них этот паспорт утратил свою силу. Свидетельствует ли это об утрате гражданства России? Ничто не происходит автоматически. Гражданство прекращается лишь через заявление о выходе из гражданства, а паспорт — это лишь документ, который заверяет юридический факт. И мы спрашиваем о гражданстве. Да, как об этом говорят и Конституция, и Закон «О судоустройстве и статусе судей». Закон, а Роман Игнатов сейчас является действующим судьей, не предусматривает прекращения полномочий судьи при наличии паспорта другой государства.

Скріншот з відео

А вы общались с паном Игнатовым после обнародования этого письма?

Да, мы с ним общались утром в тот же день. Он в отпуске. Но я ему позвонил и попросил приехать в помещение комиссии. Поскольку члены комиссии хотели задать ему вопросы. После того, как он ответил на них, во избежание конфликта интересов при обсуждении нашей реакции на эту информацию, Роман Игнатов покинул помещение ВККС.

Как я поняла, пан Игнатов планирует и дальше занимать должность председателя комиссии?

Да, он лично сказал, что не собирается сдаваться.

По вашему мнению, как это скажется на самой Высшей квалификационной комиссии судей?

Среди функций комиссии есть такая как рассмотрение деклараций добропорядочности. Один из пунктов звучит так: «Давили ли на судью?». Потому что если на судью давят, государство должно об этом знать. Кстати, Роман Игнатов, хотя он и глава ВККС, до сих пор является действующим судьей. Рассматривая жалобы, мы всегда очень тщательно подходим к сообщениям граждан, общественных организаций, потому что одно и то же обстоятельство в отношении разных людей можно оценить по-разному. Комиссии неизвестно ни о каких обстоятельствах давления на председателя комиссии Игнатова. По крайней мере нам, членам ВККС, он о таких моментах не сообщал.

То, что случилось, уже сказалось на работе комиссии. Такое обстоятельство не улучшает репутацию органов судейского управления. Хочу надеяться, что ответы от всех органов и общественности будут собраны очень быстро.

— Но во время брифинга Роман Игнатов говорил о давлении. Может ли это быть связано с тем, что происходит квалифоценивание, в частности, бывшей влиятельной группы судьи Павла Вовка? Или, возможно, сработал фактор исполнителя? Ведь Игнатов сам направил запрос в СВР (спрашивается, зачем, если прошел все проверки во время конкурсного отбора.Т.Б.), а СВР, обнаружив данные об Игнатове в российском реестре, не могло не сообщить об этом факте.

Если я связываю Службу внешней разведки и судью Вовка, то мне после нашего разговора нужно писать заявление в правоохранительные органы. Что касается давления на меня, то я его не ощущаю. Только давление общества. Давление ответственности за работу нашего органа. Если кто-то где-то будет стараться склонить меня к незаконным неправильным решениям, хочу надеяться, что весь мой профессиональный путь позволит устоять перед таким влиянием. Но на сегодняшний день никто даже не пытается давить. Мы действительно коллективный орган. Никто из нас не может навязать другим членам комиссии свое решение.

Кто из членов ВККС был в кабинете заместителя главы офиса президента Андрея Смирнова, который отвечает за судебную реформу и через которого могут действовать разные группы влияния? И были ли вы сами?

— Никогда в жизни не пересекался с Андреем Смирновым. Лично не знаком. Последний раз на улице Банковой я был во время своей каденции в парламенте. Из властных политических коридоров посещал только профильный комитет Верховной Рады (и это публичная информация), когда членов ВККС, ВСП, ОСД и других привлекали в рабочую группу во время подготовки 10140-д — изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей». Других политических кабинетов не посещал. И не приглашали. Я даже несколько удивлен таким слабым интересом офиса президента к судебной реформе. Возможно, они это переложили на парламент, в чем, в конце концов, ничего плохого нет.

Думаете, появление этой информации в письме Службы внешней разведки подрывает доверие граждан и самих судей, которых вы оцениваете?

Не скажу, что подрывает, но может подорвать. Например, история Богдана Львова, бывшего судьи Кассационного хозяйственного суда Верховного суда. Мы же не говорим о том, что увольнение Львова с должности главы КХС ВС подорвало доверие к хозяйственной юстиции в Украине? Не говорим, и это не так. Что делать, чтобы этого не случилось? Не скрывать истории, оперативно реагировать, быть максимально открытыми и стараться максимально быстро предоставить все исчерпывающие ответы. Сегодня комиссия продемонстрировала именно такие подходы. Думаю, это испытание сделает нас лишь сильнее. И покажет, что нет испытаний, которые ВККС не готова пройти. А, следовательно, это только увеличит доверие. С вызовами нужно уметь справляться.

В продолжение вопроса о доверии: может ли появление письма и информации, изложенной в нем, быть основанием для судебных исков? Дескать, «если у председателя комиссии российский паспорт, то мы ему не доверяем».

Никоим образом это не может привести к тому, что мы будем пересматривать результаты работы комиссии. Подумаем о катастрофе: например, подтверждается такая досадная информация, которая приводит к утрате статуса судьи. Опять же, вспоминая Богдана Львова, несмотря на то, что он утратил статус судьи, ни одно вынесенное им судебное решение не поставлено и не может быть поставлено под сомнение. Потому что он выполнял свои полномочия. А если мы говорим о кейсе ВККС, то мы — коллективный орган. Это не были личные решения Романа Игнатова. Это никак не может привести к потере юридической легитимности решений, принятых комиссией.

ВККСУ

Если вы уже начали говорить о Богдане Львове, у которого нашелся российский паспорт. Скажите, как пошагово выглядит процедура проверки судей на наличие российского паспорта?

Если мы говорим о рамке квалификационного оценивания или конкурсных процедур, то есть такое понятие, как «специальная проверка». В ее рамках направляется большое количество запросов в разные учреждения, в частности и в СБУ, и они проверяют не только наличие гражданства другого государства, но и возможную причастность к коллаборационизму. Эту информацию мы собираем, оцениваем и даем соответствующие выводы. Но у комиссии нет ресурсов и возможностей, чтобы самостоятельно провести такую проверку. Это делается только через компетентные органы.

Теперь наглядно. Если кто-то из судей должен приехать за две недели на собеседование, то о нем уже собран весь необходимый массив данных, есть ответы от всех органов, выписки из всех реестров, вся эта информация проверена. И тогда ему назначают собеседование. На качественную проверку одного судьи нужно около месяца, учитывая оборот документов. Какой-то член комиссии проверяет некоторое количество судей в месяц, но время получения этой информации приблизительно месяц.

Вы как уже действующий член ВККС как для себя расцениваете то, что у Богдана Львова где-то «завалился» российский паспорт, а потом его нашли?

Это весьма странная и досадная ситуация. Богдан Львов и дальше утверждает, что у него такого гражданства нет. Он считает, что его неправомерно уволили из суда, и обратился с соответствующим иском, утверждая, что у него нет гражданства России. Дело до сих пор не рассмотрено. Я как юрист не могу поддержать какую-то позицию, правосудие в Украине осуществляют исключительно суды. Только суд может дать на это ответ, и никакой другой орган. Даже ВККС. Если бы Львов проходил собеседование, мы могли бы дать ответ об уровне его профессиональных знаний, этики и добропорядочности.

Есть версия, что факт наличия письма СВР в отношении Игнатова с указанием в нем цифр, якобы свидетельствующих о российском паспорте, но без самого паспорта, могут использовать те, кто хочет вытеснить из конкурсов международный компонент. Дескать, международники — не гарантия качественного отбора. Что скажете?

Прежде всего, наивно думать, что когда делаешь правильные вещи, тебе никто не будет мешать. Нужна ли стране судебная реформа? Очевидно, что нужна. Есть ли у нас катастрофа с наполнением судейских кадров? Да, 11 судов по стране без судей. Поэтому, конечно же, будут силы и внутри страны, и за ее пределами, которые будут стараться подорвать доверие к процессам, заблокировать работу. Сегодня атакуют ВККС, завтра могут Высший совет правосудия или Верховный суд. Надо снять розовые очки: будут мешать, но мы должны двигаться вперед, преодолевая препятствия, потому что только так можно достичь результата.

Очевидно, что письмо заострило проблему подтверждения гражданства спецслужбами, которая существовала уже давно. Но это отдельная тема для анализа. Скажите, пожалуйста, в какие сроки вы собираетесь решить проблему? Рассматриваются ли варианты отправить в отпуск председателя на время внутреннего расследования или перевести его в статус рядового члена ВККС? И как с допуском к гостайне? Не стоит ли его временно закрыть?

Надеемся, что все окончательные ответы о подтверждении или опровержении наличия у Романа Игнатова российского гражданства будет предоставлены обществу в максимально сжатые сроки, ведь особенно в условиях полномасштабной войны это требует максимально оперативного ответа. Вместе с тем мы не можем отвечать за сроки предоставления ответов на запросы, которые послала комиссия.

Осознавая, что разные органы могут давать ответ с разным временным промежутком, мы приняли решение о создании соответствующей рабочей группы с привлечением гражданского общества. Мы уже неоднократно видели примеры того, как журналисты-расследователи бывали оперативнее некоторых следственных органов. Я бы не сказал, что это так уж удивительно, ведь журналисты концентрируются на небольшом количестве кейсов, тогда как госорганы постоянно имеют дела с огромным потоком информации, и видим мы лишь те результаты их работы, которые попадают в поле зрения медиа.

Вопрос дальнейшего пребывания председателя комиссии в отпуске или увольнение его с админдолжности — это исключительно вопрос ответственности самого Романа Игнатова. Комиссия не только не имеет полномочий принимать такие решения, но и, по моему убеждению, в этой ситуации это выглядело бы как давление на главу органа, что, конечно же, неприемлемо. Согласно регламенту комиссии, ее председатель имеет иммунитет от увольнения с админдолжности сроком на один год по инициативе коллег. Это демократическая практика, существующая во многих странах и демократических институтах как инструмент защиты от давления на соответствующих лиц. Вместе с тем, как я уже отмечал, эти вопросы (отпуск или увольнение) могут решаться не иначе как по заявлению самого Игнатова.

Что касается лишения доступа к гостайне, то эти вопросы, согласно статье 26 Закона Украины «О государственной тайне», принадлежат к исключительной компетенции СБУ, куда мы, среди прочих, направили соответствующий запрос. Следовательно, закон обязует именно эту спецслужбу быть бдительной, чтобы доступ к гостайне не оказался в руках лиц, не имеющих на это права.

— Таким образом, давайте зафиксируем: то, что происходит, не влияет на осуществление полномочий ВККС. Так?

— По состоянию на сегодняшний день комиссия работает в штатном режиме. 21 декабря, хоть и с некоторой задержкой, были рассмотрены все вопросы, включенные в повестку дня пленарного заседания. Это ⸺ яркое свидетельство того, что комиссия способна справиться с вызовами, работать при любых обстоятельствах, осознавая колоссальное значение нашего органа не только для утверждения доступа людей к справедливому суду, но и как одного из ключевых элементов для продолжения международной поддержки Украины и дальнейшего евроинтеграционного процесса.

Скажу больше. Чем эффективнее будет работать комиссия, тем больше будет разнообразных вызовов, и лично я к этому готов. И уверен, что к этому готовы и мои коллеги.

Повторю еще раз: комиссия работала, работает и будет работать на пользу общества и страны. Открыто, честно и профессионально.

Источник материала
loader
loader