На экраны Украины вышел фильм "Голда", где показаны умелые действия премьера Израиля Голды Меир во время Войны Судного дня.
Фильм о премьер-министре Израиля Голде Меир (1898—1978) поражает не только художественным качеством, но и неожиданными совпадениями. В картине показана Война Судного дня, которая началась с атаки на Израиль Египта и Сирии 6 октября 1973 года. Лента "Голда" вышла в мировой прокат в конце лета – начале осени, а 7 октября 2023 боевики ХАМАСа напали на Израиль. Израиль не ожидал вторжения, но примерно так же, судя по фильму, произошло и в начале Войны Судного дня 30 лет назад.
Военные реалии заставляют украинских зрителей остро воспринимать происходящее на экране. А образ Голды Меир, созданный Хелен Миррен, показывает ее той самой железной леди Израиля, благодаря которой Израиль вышел из давней войны победителем, хоть и с большими потерями.
Британке Хелен Миррен удалось великолепно сыграть легендарную израильскую премьершу (которая, как известно, родилась в Киеве, где жила до восьми лет). Вероятно, Миррен пригодился опыт исполнения ролей правительниц, вроде создания образа королевы Елизаветы II в ленте "Королева" (2006) — эта работа актрисы была отмечена "Оскаром".
Только здесь премьер-министр не носит пышных нарядов, напротив, Голда одета скромно, что не отменяет ощущения величия персонажа. Несмотря на возраст и онкологическое заболевание, поражают ее остроумие и фантастически быстрая реакция.
Доктор настаивает на процедурах, премьер не соглашается.
Врач:
— Вы мне докучаете.
— А вы мне.
Разговор Голды Меир с помощником на фоне увеличения напряженности в арабо-израильских отношениях.
— Что говорит ваша интуиция?
— Не ваше дело (пауза). Но что-то грядет.
В картине говорится, что неподготовленность Израиля к нападению была связана с тем, что "прослушка", которую внедрили у противника, себя не оправдала. Показана истерика военного руководства, того же министра обороны Израиля Моше Даяна. Но в этом событийном вихре беспрерывно курящая Голда сохраняет спартанское спокойствие. Хотя израильский режиссер Гай Наттив демонстрирует, насколько непросто было ей сохранять эту твердость духа. И даже шутить. После первой воздушной тревоги Голда Меир сообщила министрам во время заседания: "Не волнуйтесь — я остаюсь под крышей. А вы расходитесь по министерствам и действуйте согласно полученным инструкциям".
А вот, например, разговор с тем же Моше Даяном о текущей военной ситуации.
Голда:
— Могло быть и хуже.
— Куда уже хуже.
— Тебе бы мы мои ноги.
Моше смеется, а камера показывает крупный план располневших ног Голды, у которой "агрессивная лимфома". И при этом Меир не уменьшила количество чашек кофе и сигарет. В ленте впечатляет красивая метафора: клубы дыма сигареты Голды постепенно становятся дымом на поле боя.
Она даже пошутила на прямых переговорах со своими главным противником — президентом Египта Анваром Садатом: "Вы можете называть меня старушкой, но еще хочу дожить до того дня, когда между представителями наших стран будет официально заключен мир". И Садат не выдержал, засмеялся реплике "про старушку". То есть в самой напряженной остановке Голда Меир оказывается внутренне свободнее своих оппонентов.
От рабочего кабинета — до ванной
В картине есть почти мистический эпизод, благодаря которому не произошло падения Израиля. Военный офицер докладывает Голде: "Египетские танки прорвали укрепления, а потом почему-то остановились и не пошли дальше. Бензин кончился или не было приказа? Но, получив передышку, мы собрались с силами". Что произошло, мы так и не узнали, но на войне все решают часы.
Премьер показана и как опытный политический тактик и стратег, но при этом мы ее видим буквально в интимной обстановке, например, как в ванной ее купает помощница. И величия у премьера от таких сцен не убывает. Напротив, зритель по максимуму сливается с главной героиней — мы даже ощущаем, как она тяжело ходит, каждый ее шаг.
Причем некоторые решения Голда принимает как женщина, сердцем. 400 солдат попало в окружение. Она настаивала на том, чтобы их вытащить, несмотря на огромные военные риски: "Надо спасти мальчишек". Это оказалось не самым удачным решением: героиня долго умывала лицо в туалете, и на ее лице читалась настоящая скорбь.
Борщ для Киссинджера
Украинскими зрителями, живущими в условиях российско-украинской войны, происходящее на экране воспринимается особенно остро. В фигуре Голды Меир в ленте воедино слит человек и политик: главная героиня умело задевает разные струны души у своих оппонентов.
Один из "спасительных" для Израиля эпизодов показан без всяких мистических чудес: израильтяне совершили удар по арабской танковой группировке при помощи "фантомов", полученных от США. А Египту, по фильму, помогал СССР. "Фантомы" Израиль получил по протекции Госсекретаря Генри Киссинджера. Аргумент Голды, качнувший чашу весов в сторону немедленной военной американской помощи, был таким: "Если арабы победят нас советским оружием, как это воспримет Запад?".
Но когда положение начнет меняться в пользу Израиля и Киссинджер станет требовать прекращения огня, Меир снова проявит свой характер, дабы заключать мир на гораздо более выгодных условиях.
А одним из "аргументов" с ее стороны было угощение Киссинджера на кухне борщом перед важным разговором: все у Голды схвачено. Тем более тогда, в 1973 году, Генри не был желанным гостем в разных странах, куда он ездил, чтобы замять последствия уотергейтского скандала, который привел к отставке его шефа — президента Ричарда Никсона в 1974: в фильме Киссинджер упоминает этот скандал с горечью. Так что "борщевое хлебосольство" Голды, конечно, было воспринято с благодарностью.
"Голда" — великолепная картина о военных событиях с потрясающей в своей простоте и убедительности игрой Хелен Миррен. Дополнительный бонус: тонкий и драматический байопик сделан в стремительной динамике боевика, что фильму пошло на пользу.