Среди украинских детей стремительно набирает популярность тренд российского происхождения.
Армия поющих голов, торчащих из унитазов. Ей противостоит другая армия – антропоморфные создания с камерами, телевизорами и аудиколонками вместо головы. Похоже на чушь, бред во сне, не так ли? Впрочем, это реальность того контента, который ежедневно потребляют украинские дети и подростки, а производит его… гражданин РФ.
На это явление можно было бы не обращать внимания, однако российский анимационный трэш-сериал "Скибиди-туалеты", о котором почти ничего не знают взрослые, по итогам 2023 года вышел на первое место в трендах YouTube, обойдя даже арабо-израильский конфликт. Какую потенциальную угрозу для украинских детей несет тренд, "ноги" которого растут из РФ, и как спецслужбы государства-агрессора могут использовать популярность сериала в информационной войне, исследовал "Телеграф".
Что такое эти "Скибиди-туалеты"
Все началось в феврале 2023 года с коротенького ролика на 11 секунд на канале "DaFuq!?Boom!": из унитаза внезапно вылезает голова, поющая кавер на TikTok хит "Dom Dom Yes Yes" турецкой группы Biser King.
Видео мгновенно стало вирусным и новые серии анимационного трэша стали выходить одна за другой. Первые эпизоды почти никак не были связаны между собой и были довольно примитивны. Но впоследствии визуальное качество анимации значительно возросло и "Скибиди-туалеты" развились в отдельную вселенную с многочисленными героями, основной конфликт которой заключается в вооруженном противостоянии "скибидистов" (унитазы с головами) и "камераменов" (антропоморфные создания).
Этот тренд стал невероятно популярен: на канале "DaFuq!?Boom!" более 38 млн подписчиков, а рекорд просмотра серии составляет 123 миллиона! В своем отчете за 2023 год YouTube поставил "Скибиди-туалеты" на первое место среди определявших год трендов, и даже фильм "Барби", собравший в прокате более 1 млрд долларов, остался далеко позади.
Более того, сериал вышел далеко за пределы видеохостинга: сеть заполонили разные детские игрушки по мотивам "Скибиди-туалетов", кондитеры принимают заказы на изготовление тематических сладостей, а в магазинах приложений iOS и Android появилась куча игр с героями сериала, из чего можно заключить: основная аудитория трэш-контента – дети.
"В нашем классе нет ни одного ученика, который не знает, что такое "Скибиди-туалеты". И в параллели так же, — объясняет "Телеграфу" столичный школьник Андрей. — Все в это играют, смотрят, напевают песню "скибидистов" или по крайней мере" что-то об этом слышали".
Откуда такая безумная популярность?
"Потому что это не похоже на что-то другое, — объясняет "Телеграфу" режиссер-аниматор Дмитрий Лисенбарт. — Конечно это трэш, но кардинально не похоже. Так появился, например, панк. Но панк — результат культурной революции и трансформации, а это — чистый, внезапно взлетевший эксперимент. Потому что так работает YouTube".
От растущего тренда можно было бы отмахнуться (в конце концов, в начале 1990-х антисоциальный телесериал "Бивис и Батхед" также приобрел большую популярность), если бы не одно "но".
Российский след
О создателе сериала и владельце канала "DaFuq!?Boom!" известно не так уж много, но что можно сказать точно – зовут его Алексей Герасимов и он является гражданином РФ. Живет Герасимов или в Грузии, или в США, ему 25 лет, а анимацией начал заниматься еще с 2012 года.
Конечно, одно лишь то обстоятельство, что Герасимов россиянин еще не делает его "агентом" ФСБ. Но!
Во-первых, канал не обходит своим вниманием политику. Если с момента его создания в 2016 году на нем выходили видео, никак не связанные с политической жизнью, то с появлением сериала о "Скибиде-туалете" на "DaFuq!?Boom!" вышло несколько тематических роликов. К примеру, серия шортсов "America" где Джо Байден, Дональд Трамп и Барак Обама представлены в образах "скибидистов", бомбящих другие страны.
Есть и эпизод под названием "Russia" где "скибидист"-Путин якобы вторгается в США и сменяет звездно-полосатые флаги на небоскребах на российские триколоры (эта серия удалена с канала однако интернет ничего не забывает).
Во-вторых, наивно было бы считать, что, имея связь с РФ (хотя бы на уровне гражданства) и производя сверхпопулярный информационный продукт, можно быть обделенным вниманием спецслужб России.
В чем угроза
Условно потенциальную угрозу от трэш-сериала о "скибидистах" можно разделить на две части.
Пропаганда. "Когда создается такая большая аудитория детей, то потом в эту аудиторию можно вбросить любую информацию", — комментирует "Телеграфу" вице-президент ОО "Всеукраинский фонд "Защита прав детей" Алексей Лазаренко.
Как работают такие вбросы, объяснил председатель Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко.
"Созданный Герасимовым образ используется нелегально и масштабируется. Особенно широко для этого используют TikTok. Есть "официальный" сериал, который выходит на YouTube и достаточно популярен в США, а есть куча контента, который мимикирует под уже созданные образы и распространяется на постсоветской территории. И непосредственную угрозу несет именно этот контент, ведь он подсаживает молодежь на русскоязычные ролики. Потом, когда вы долго смотрите пародии на "скибиди", к вам через алгоритмы TikTok попадает русскоязычный контент политического и военного характера с российской пропагандой", — говорит "Телеграфу" Чаленко.
И действительно, в соцсетях можно встретить пародии на "Скибиде-туалеты", которые позиционируются как удаленные, "секретные" эпизоды. К примеру, серия, где присутствуют Путин и Зеленский, якобы подписывающие мирный договор, но Джо Байден не дает украинскому президенту этого сделать. В эпизоде звучат махровые нарративы российской пропаганды типа "сало уронили – героям сала", а сама серия один в один повторяет стилистику графики Герасимова, потому что сделать это в доступных программах анимации не трудно.
"И по состоянию на сегодняшний день тема "скибиди" используется российскими спецслужбами для того, чтобы подсаживать на собственные нарративы граждан за пределами РФ. Более того, контент может быть и не пародийным, а "официальным", просто его перезалили на необходимых ресурсах, где в лайках, описаниях могут быть "нужные" каналы, например, ресурсы Л/ДНР", — добавляет Чаленко.
Что касается фигуры самого россиянина, который продуцирует тренд: "Трудно сказать, связан ли Герасимов непосредственно с пропагандистской темой и спецслужбами, однако если бы он хотел это остановить, то мог бы это сделать за счет алгоритмов защиты авторских прав. Но он этого не делает. И вопрос даже не в конкретном россиянине. Дело в том, что российская пропаганда легко подхватывает тренды. К сожалению, в Украине нет столько ресурсов, чтобы действовать аналогично, а они "ольгинских" троллей запускают и это работает", — резюмирует эксперт.
Воздействие на детскую психику. Это второй аспект опасности трэш-сериала.
"Вред такого контента в том, что он формирует у детей искаженную ценностную картину мира, неправильное поведение. К сожалению, у нас не существует гигиены потребления контента. Родители в принципе не предоставляют своим детям основы безопасности в сети", — объясняет Лазаренко.
"Есть дети с более чувствительной психикой и подобные мультипликационные герои их пугают. Дети могут потерять сон, они нервничают, переживают, что в темноте их ждет злой герой. Маленькие дети же не понимают, что это невозможно. Кроме того, есть старшие дети, которые могут разыгрывать младших, манипулируя этими страхами", — комментирует "Телеграфу" психолог, тренер по безопасности детей Елена Лизвинская.
Что делать?
Просто запретить детям потреблять этот трэш? По мнению экспертов, это ни к чему не приведет.
"Детям интересно то, что запрещено. Кроме того, все об этом говорят, и таким образом такой контент распространяется", — говорит Лизвинская.
Что же тогда?
"Главный инструмент – объяснять детям, что не все, что демонстрируется в интернете, стоит потреблять. Надо поговорить с ребенком, спросить что ему интересно в этом сериале. Персонаж? А что именно в нем интересного? Он делает какие-то глупости? А ребенок считает, это нормально? А он бы хотел, чтобы с ним так же глупо себя вели? И ребенок уже удовлетворит определенный интерес. Запретить не получится, поэтому то, что ты не можешь контролировать – возглавь", — резюмировала Елена Лизвинская.