Россия официально признана нарушителем международного права, но формулировка решения вызвала множество вопросов
Международный суд ООН в Гааге 31 января объявил вердикт по многолетнему делу "Украина против России" по финансированию терроризма на Донбассе в 2014-2015 годах, а также расовой дискриминации. Киев судился с Москвой по двум конвенциям:
- борьба с финансированием терроризма
- ликвидация всех форм расовой дискриминации
Решение суда впервые признало Москву нарушительницей Конвенций ООН. При этом судьи не удовлетворили все претензии Украины, вызывая больше вопросов, чем ответов. К примеру, случай с опрокидыванием через границу "Бука", затем сбивший мирный рейс "Боинга", не был признан финансированием терроризма, потому что… не было самих транзакций. А точнее, Украина не предоставила убедительные доказательства перечисления средств. "Телеграф" разбирается, можно ли назвать вердикт победой.
В чем Украина обвиняла Россию
Украина судилась с Россией по двум конвенциям и суть претензий относительно нарушения конвенции о борьбе с финансированием терроризма заключалась в оказании оружия и других видов помощи незаконным вооруженным формированиям "ДНР" и "ЛНР". Те в свою очередь совершили ряд актов терроризма на территории Украины, среди которых сбивание "Боинга" Малайзийских авиалиний, обстрелы Мариуполя и Краматорска. Украина требовала обязать Россию отказаться от поддержки "вооруженных групп, совершающих акты терроризма в Украине", вывезти все вооружение, ранее предоставленное этим группам, начать уголовное преследование причастных лиц (Сергей Шойгу, Сергей Миронов и Геннадий Зюганов), компенсировать ущерб, связанные с катастрофой МН 17, а также "все другие террористические акты".
Вторая конвенция — "О ликвидации всех форм расовой дискриминации ". Украина обвинила Россию в дискриминации нероссийских общин на оккупированной территории Крыма, а именно сообществ этнических украинцев и крымских татар. Москва обвинялась в политике культурного уничтожения этих общин, которая оказалась в запрещении деятельности Меджлиса крымскотатарского народа, волны исчезновений, убийств, самовольных обысков, задержаний, попыток прекратить вещание СМИ, а также в ограничении преподавания украинского и крымскотатарского языка. Киев потребовал гарантировать защиту всех этнических групп в оккупированном Крыму: возобновить работу украинских и крымскотатарских СМИ, прекратить безосновательные обыски и аресты крымских татар, расследовать исчезновение активистов и немедленно восстановить права Меджлиса.
Где нам отказали и где нет
Крымская часть. Судьи Международного суда ООН признали, что Россия нарушила антидискриминационный договор, не поддержав образование на украинском языке в Крыму после аннексии полуострова в 2014 году. Никаких санкций в отношении Кремля не ввели и не присудили Украине желаемые компенсации, пишет DW.
"Украина не предоставила убедительных доказательств того, что государственные должностные лица РФ делали заявления, направленные против крымских татар на основании их этнического или национального происхождения. Украина также не доказала свое утверждение, что РФ не выполнила своего обязательства... наказывать частных лиц за высказывания, направленные на поощрение или оправдание расовой ненависти к крымским татарам, этническим украинцам, на основе их национального или этнического происхождения. Суд не убежден, что, приняв запрет Меджлиса, органы власти или учреждения Российской Федерации способствовали или подстрекали к расовой дискриминации", — отметила судья Джоан Донохью.
Финансирование терроризма. Здесь ООН отклонила почти все упреки Киева. Главное — то, что якобы нет достаточных доказательств, чтобы решить, действительно ли "ДНР" и "ЛНР", которых Украина называет террористическими, таковы.
РФ не имела разумных оснований подозревать, что эти деньги используются или могут быть использованы в целях финансирования терроризма, и, соответственно, не была обязана замораживать эти деньги. При отсутствии такого обоснованного подозрения, РФ также не была обязана ограничивать любое какое финансирование "ДНР" и "ЛНР". Суд также считает, что при обстоятельствах этого дела РФ не была обязана признавать группу террористической в соответствии со своим внутренним законодательством в качестве меры пресечения", — провозгласила судья.
Были и нарушения конвенции, в частности, Москва не расследовала финансовую поддержку пророссийских боевиков на востоке Украины начиная с 2014 года. Это нарушение ст. 9 интернациональной конвенции. Кремль также нарушил одно из промежуточных постановлений суда, начав полномасштабное вторжение в Украину почти два года назад.
Это предательство или победа?
Представитель Украины в суде и посол по особым поручениям Антон Кориневич назвал день провозглашения приговора в Гааге историческим и обратил внимание на положительный момент — впервые Россию признали нарушительницей международного права, а именно 2 международных конвенций.
"Впервые в истории Международного Суда ООН Российская Федерация признана нарушителем международного права, обеих конвенций по нарушению которых Украина подала против нее иск — ICSFT и CERD. То есть, по решению Международного Суда, Россия нарушила свои международные обязательства по обоим этим международным договорам, в частности по неосуществлению расследование фактов финансирования терроризма и уничтожение образования на украинском языке в Крыму», — написал Кориневич.
К тому же РФ признана виновной в нарушении приказа о временных мерах, в частности, не отменив запрет Меджлиса, а также ухудшив спор путем т.н. "признание" т.н. "независимости" отдельных организованных вооруженных групп и началом полномасштабного вторжения, являющегося отдельным нарушением международного права.
"Итак, в решении Международного Суда имеем: 1 + 1 + 2 относительно нарушений международного права российской федерацией. Это первое решение, признавшее Россию нарушителем международного права, будет важным элементом для движения других дел Украины против России в различных международных судебных органах", — подчеркнул Кориневич.
Юрист и дипломат Лана Зеркаль, которая в свое время также защищала украинские интересы в международных судах, отметила, что решение точно не стало прорывом, суд ограничился минимально возможным для себя решением.
"Это не просто консервативный подход. Это подход, который ставит серьезные вопросы по дальнейшему применению международного права в современных условиях… Любая страна может отправить "Бук" и грузовик с кэшем и юридически это нельзя квалифицировать как финансирование терроризма? Потому что нет квитанции и нет банковского счета?", – констатировала Зеркаль.
Юрист Андрей Гук утверждает, что обвинять украинскую команду не стоит:
"То, что Международный суд ООН может даже на какие-то очевидные для общей аудитории вещи выдать абсолютно пустой и без запаха пук в воздух — не новость. Ничего удивительного. Давно уже существует термин "legal acrobatics", который представитель Украины профессор Гарольд Кох употребил по поводу выступления российского представителя по этому делу, но обращался к судьям, чтобы они в конце концов громко и четко высказались не акробатически… Международный суд ООН предоставил несколько чрезвычайно опасных оценок, успокаивающих и развязывающих руки россиянам и не только. "ЛДНР" или относительно Меджлиса выглядят, без преувеличения, страшными. Это четкий сигнал, что так можно, и нет инструментов влияния", — заявил Гук, добавив, что решение нужно критиковать.
" Европейская правда" опубликовала статью юристов, назвавших вердикт суда победой. Мол, в юриспруденции применяется "метод кухонной мойки", куда ты слагаешь все аргументы в надежде, что хоть один из них сработает.
"И мы победили. По каждой из конвенций установлены нарушения со стороны России. Поэтому это решение уже вошло в историю", — говорится в статье.
Реакция Украины
Украинское министерство иностранных дел (МИД) выступило с официальным заявлением, где подчеркнуло, что это первый случай в истории, когда Международный суд ООН вынес окончательное решение относительно нарушений Россией норм международного права. В МИД подчеркнули, что решение суда не оставляет никаких сомнений в том, что Россия презирает международное право.
"Украина остается преданной стремлению добиться справедливости и ответственности за все незаконные действия России, включая полномасштабное вторжение, которое Россия начала в 2022 году", — подчеркнули в МИД.