Разговоры о реформе государственной системы закупок Минобороны остались разговорами, констатирует политический эксперт Михаил Шнайдер. Речь идет об анонсированных преобразованиях, которые в ведомстве должен был обеспечивать член команды министра обороны Рустема Умерова Арсен Жумадилов.
Об этом пишут Українські новини.
"Прошло несколько месяцев, и мы уже можем увидеть, что в сущности мало что изменилось", – пишет Шнайдер.
Он объясняет: вместо Департамента государственных закупок Минобороны было создано два новых государственных предприятия, которые должны были действовать независимо – ГП "Агентство закупок в сфере обороны" и ГП "Государственный оператор тыла". При этом сам Департамент, неоднократно критикуемый, продолжал функционировать.
"Оба предприятия до недавнего времени возглавлял один и тот же человек - Жумадилов. Только в конце января "Агентство закупок в сфере обороны" возглавило другое лицо. А все это время "независимые" компании действовали в полной зависимости от человека министра обороны", - отмечает Шнайдер.
Кроме того, добавляет он, 0,4% от суммы идущих на содержание ГП контрактов стимулируют Жумадилова и его людей закупать как можно больше дорогого продукта. С появлением схемы "0,4%" стоимость закупок выросла и потянула дополнительные расходы государства на сумму 1,5 млрд грн.
"Последние примеры: "Государственный оператор тыла" объявил тендеры на закупку двух дорогих телевизоров и нескольких дорогих микрофонов, а "Агентство закупок в сфере обороны" покупает бронежилеты по цене выше трех месяцев назад, и это те же жилеты, и то же самое поставщик", – информирует эксперт.
Новый виток скандала связан с торгами на поставку продовольствия для армии. Предполагалось, что такая поставка будет разделена на товарную и сервисную (когда один поставщик готовит еду, а другой доставляет), но фактически разделение не произошло.
"То есть мотивационная составляющая системы закупок будет поставлена вверх дрожью, и всю эту красоту они назвали громкими словами – реформы и борьба с коррупцией", – отмечает Шнайдер.
Эксперт выражает опасение, что впоследствии комиссия посредников может возрасти еще больше и от 0,4% дойти до более весомого показателя.