На замедление инфляции в январе текущего года повлиял ряд факторов. Например, совокупный спрос значительно сократился – на 25% относительно уровня, имевшего место до полномасштабного вторжения. Об этом рассказал доктор экономических наук, экспредседатель Совета НБУ Богдан Данилишин.
Кроме того, на снижение спроса влияли война, выезд беженцев за границу (более 6 млн человек), мобилизация мужчин, высокий уровень безработицы (около 20% рабочей силы), а также жесткая монетарная политика НБУ, которая ограничивает прирост кредитования в экономике.
На понижение уровня инфляции повлияло перенасыщение внутреннего рынка аграрной продукцией при рекордном урожае. В результате блокирования торговых путей экспорт агропродукции упал на 7% в годовом измерении. В январе по отношению к предыдущему месяцу снизились цены почти на 60% пищевых продуктов, за которыми ведется ежедневное наблюдение. В частности, на свинину, птицу, яйца куриные, сахар, подсолнечное масло, гречневую и овсяную крупу, пшено, муку, макаронные изделия, батон.
Весомым сдерживающим фактором инфляции является стабильность обменного курса, который уже 1,5 года сохраняется на уровне 37-38 грн. за 1 доллар США, что способствует стабилизации цен на импортные товары. Однако дальнейшая стабилизация валютной позиции зависит от достаточности и ритмичности поступления внешней помощи.
Также эксперт добавляет, что сдерживающим фактором роста инфляции есть сохранение правительством частичного моратория на повышение жилищно-коммунальных тарифов. Однако данный фактор следует рассматривать как отсрочку прироста цен, поскольку будущая рыночная коррекция тарифов будет неизбежна.
С другой стороны потенциально значительные инфляционные риски сохраняются со стороны фискального дефицита, уровень которого достиг 27% ВВП за 2023 год.
Перспективы
В дальнейшем низкий потребительский спрос будет сдерживать раскрутку инфляционной спирали. В то же время повышение тарифов на электроэнергию, восстановление налогов на автомобильное топливо, значительный фискальный дефицит, потенциально риски девальвации гривны остаются значительными проинфляционными факторами.