Привлечение сотрудников — это то же самое, что привлечение клиентов. На этапе подбора они являются вашей целевой аудиторией. И для генерации новых креативных идей привлечения кандидатов у вас должны быть следующие составляющие:
Четкий портрет вашего кандидата с описанием профиля должности;
Путь кандидата: где живут, работают, обучаются, едят, отдыхают и проводят время ваши потенциальные сотрудники. Подумайте, какие конференции и профессиональные мероприятия они посещают: эта информация значительно сокращает круг поиска нужного сотрудника и помогает найти новые идеи для привлечения;
УТП компании для сотрудников. Опишите, чем ваша компания отличается от других, какие преимущества есть перед другими работодателями.
Паблики, мессенджеры и социальные сети
После составления идеального портрета сотрудника, можно сделать анонс вакансии в историях социальных сетей и в статусах WhatsApp и Telegram. Как правило, в этих каналах находится ваша «теплая» аудитория из тех, кто с вами так или иначе знаком, имеет ваши контакты, доверяет и проявляет интерес к публикуемой вами информации и имеет желание поделиться ею с другими знакомыми. Такой сарафанный маркетинг поможет найти сотрудника в короткий срок.
Запишите небольшое видео с субтитрами, содержащее информацию о вакансии, компании, корпоративной культуре и плюсах работы. Покажите в видео, как выглядит ваш офис и корпоративное пространство. Это не только привлекает кандидатов, но и повышает доверие клиентов. Предложите аудитории поделиться вашим сообщением с теми, для кого может быть актуальна ваша вакансия. Таким способом вы привлечете кандидатов без лишних затрат (читайте также: 20 цитат Стива Джобса, которые изменят ваше сознание).
Также вы можете размещать от лица компании экспертные статьи в профессиональных изданиях и привлекать нужных специалистов. Обращайте внимание на авторов статей, так как среди них может найтись тот самый специалист, которого вы пригласите себе в команду.
Конференции, выставки, бизнес-завтраки, нетворкинг
Посещайте тематические мероприятия, на которые ходят ваши потенциальные кандидаты. Например, если вы ищите в команду специалиста HR, то ходите на HR-конференции. Ищите директора по логистике — посещайте презентации логистических проектов. На подобные мероприятия, как правило, ходят те специалисты, которые постоянно развиваются, интересуются новинками в своей сфере и отрасли. Это дает вам больше шансов найти перспективного сотрудника. Знакомьтесь с интересными людьми, приглашайте на чашку кофе, собирайте их контакты, давайте им свои визитки и выводите на более предметный диалог к себе в офис.
ВУЗы
Прекрасного специалиста можно найти среди прогрессивных студентов. Именно таким каналом поиска кандидатов можно воспользоваться тем работодателям, которые преподают в высших учебных заведениях и ведут курсы в заведениях дополнительного образования. Студенты, как правило, сами проявляют интерес к вашей организации и к предлагаемым вакансиям. Не теряйте талантливых кандидатов, которые могут стать полноценной частью вашей команды и впитать корпоративную культуру с нуля.
Также можно привлекать старшекурсников на стажировку и обучение себе в компанию. Они получат у вас хороший опыт вместе с профессиональными наставниками, а самых целеустремленных вы можете трудоустроить. Для этого выстраивайте сотрудничество с ВУЗами, предлагая практику для студентов. Затрат на само привлечение кандидатов — ноль.
Профессиональные сообщества
В социальных сетях существует большое количество профессиональных чатов, в которых можно найти исполнителей на аутсорс, подрядчиков и даже сотрудников. Если вам необходимо найти модераторов для проведения конференции, то сделайте анонс в чате бизнес-тренеров. На ваше объявление откликнется большое количество профессионалов, из которых вы сможете выбрать лучших (читайте также: 10 фактов о том, как становятся успешными людьми).
Трансляция HR-бренда компании
Этот способ привлечения кандидатов более длительный, основательный, условно бесплатный, но играет вдолгую, стратегически, на перспективу. Он направлен на серьезную работу внутри компании по созданию развивающей среды для имеющихся сотрудников и для трансляции этого положительного опыта вовне. Не только компании стремятся выбрать лучших кандидатов, которые принесут бизнесу максимальную прибыль, но и сотрудники выбирают лучшие для себя компании. HR-бренд притягивает тех самых — лучших (читайте также: Как получить зарплату выше, чем указано в вакансии: хитрости успешного собеседования).
Три основные задачи, которые решает HR-бренд
Найм лучших кандидатов;
Найм с минимальными затратами;
Найм в минимальные сроки.
Но если у вас зарплата ниже рынка, то HR-бренд не поможет. Кандидат выбирает компанию с более привлекательным брендом работодателя, если в вашей компании зарплата средняя по рынку.В этом случае бренд — это конкурентное преимущество. Поиск «звезд» становится все более сложным процессом. В последние годы наблюдается практика, когда люди отказываются от предложения о сотрудничестве на финальной стадии переговоров. Представьте, вы провели собеседования, кандидату все нравится, но в перед выходом на работу он почему-то отказывается.
Один из способов транслировать HR-бренд компании — выступать на профильных конференциях, рассказывать о достижениях вашего бизнеса, о том, какие инструменты мотивации и развития персонала у вас мощно работают, как удерживаете, обучаете ваших сотрудников, благодаря чему люди хотят у вас работать. Бренд компании — это лучший магнит для притяжения кандидатов.
Если же вы располагаете бюджетом, то прописав четко профиль и путь вашего кандидата, собрав ваш УТП компании, вы придумаете еще больше необычных способов привлечения нужных вам специалистов. Например, можно разместить креативные объявления и видеоролики в кафе, где часто бывает ваша целевая аудитория, а на стаканчиках для кофе нанести QR-код с переходом на раздел вакансий. Подключите к мозговому штурму ваш отдел маркетинга — так идей станет еще больше.
Дефицит свободных кадров на рынке труда растет, стоимость привлечения кандидатов становится выше. Управление эффективностью процесса подбора персонала — одна из ключевых задач HR. Конкуренция компаний за людей и хантинг (переманивание сотрудников из других компаний) становится жестче, поэтому работа над HR-брендом для привлечения соискателей, а также фокус на удержание персонала внутри компании — теперь ваша главная стратегическая задача (читайте также: Как поставить начальника на место умными словами: действенные фразы).
Основатель и CEO «Драйвер Роста», эксперт по организационному и стратегическому развитию, бизнес-тренер, Executive, Team & Agile Coach
СайтФото: Shutterstock