Вступление Украины в ЕС: в марте не приняли все решения, необходимые для фактического запуска переговоров
Вступление Украины в ЕС: в марте не приняли все решения, необходимые для фактического запуска переговоров

Вступление Украины в ЕС: в марте не приняли все решения, необходимые для фактического запуска переговоров

Вступление Украины в ЕС: в марте не приняли все решения, необходимые для фактического запуска переговоров

Что пошло не так ли?

На днях Украина пересекла символические 100 дней от исторического решения Европейского Совета 14 декабря 2023 года о начале вступительных переговоров с Европейским Союзом, но ряд важных решений, которые должны были принять к этой знаменательной дате, отсрочили. Причины этого переноса подробно рассматривает в своей статье для ZN.UA чрезвычайный и полномочный посол Украины, председатель ОО «Центр новых решений» Константин Елисеев «Вступление Украины в ЕС: 100 дней без переговоров. 100 дней до переговоров».

Ожидалось, что за этот период украинские власти завершат надлежащее выполнение четырех рекомендаций, определенных в отчете Европейской комиссии о прогрессе Украины за 2023 год. Речь идет о принятии следующих законопроектов:

  • об усилении способности НАБУ;
  • в отношении национальных меньшинств;
  • о лоббировании;
  • расширение возможностей НАПК.

ЕК, со своей стороны, должна была подготовить и предоставить Совету ЕС на утверждение проект переговорной рамки, определяющий форму, содержание и алгоритм вступительных переговоров.

Этапными событиями на пути к открытию переговоров должны стать следующие даты:

  • 12 марта - утверждение Еврокомиссией проекта переговорной рамки;
  • 19 марта — заседание Совета ЕС по общим вопросам, сопровождающее все решения по политике расширения ЕС;
  • 21 марта — заседание Европейского Совета, где лидеры государств-членов ЕС должны были благословить на самом высоком уровне официальный старт переговоров.

Именно в эти даты сторона ЕС должна по оптимистическому сценарию принять все решения, необходимые для фактического запуска переговоров, и создать условия для созыва инаугурационной Межправительственной конференции Украина—ЕС.

«Пожалуй, первой причиной переноса сроков фактического начала переговоров стали, как ни странно, завышенные ожидания в самой Украине. Из Киева постоянно звучали сигналы о чрезвычайном позитиве и успехе в вопросе продвижения путем сближения с ЕС. Работу над добросовестным выполнением условий ЕС украинские власти подменяли публичными популистическими заявлениями относительно прогнозных сроков завершения переговоров и вступления в Союз, который вот-вот состоится. Чего стоит лишь необоснованное заявление чиновников о том, что «Украина будет готова к членству в ЕС через два года»!», — пишет посол.

По его словам, решение ЕС от 14 декабря 2023 предусматривало перспективы начала переговоров с Украиной о вступлении уже в ближайшее время. Кроме того, в нем говорилось и о предложении Совету ЕС принять переговорную рамку уже после того, как будут выполнены соответствующие условия, изложенные в рекомендациях Еврокомиссии. Речь идет о широко известных семи рекомендациях ЕК для Украины, которые определили и довели до сведения Киева в июне 2022 года:

  • реформа Конституционного суда;
  • продолжение судебной реформы;
  • антикоррупция, включая назначение руководителя САП;
  • борьба с отмыванием средств;
  • реализация антиолигархического закона;
  • согласование аудиовизуального законодательства с европейским;
  • изменение законодательства о нацменьшинствах.

Как откровенно признают европейские партнеры, они были сформулированы так, чтобы Киев мог максимально быстро и без труда справиться с ними. Однако драгоценное время было потеряно. Вместо обещанных властями двух месяцев эти рекомендации выполняли более полутора лет.

В результате Украина не воспользовалась благоприятным окном возможностей для старта переговоров 2023 года. К сожалению, это окно закрылось в первой половине 2024-го из-за начала подготовки Брюсселя к июньским общеевропейским выборам, результаты которых будут определять политический расклад сил в Евросоюзе на следующие пять лет.

Ранее мы писали о том, что в Украине идет общая мобилизация и военное положение. Призову подлежат мужчины от 18 до 60 лет, получающие повестки. В Верховной Раде был принят законопроект о мобилизации в первом чтении. Документом предусматривается внедрение военной подготовки для всех студентов. А о базовой военной службе читайте в статье Владимира Романчука «Годы годности: как молодежь 18-25 лет может быть мобилизована» на ZN.UA.

Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны