Дмитрий Наталуха: Нужно создавать условия, максимально приближенные к мирному времени
Дмитрий Наталуха: Нужно создавать условия, максимально приближенные к мирному времени

Дмитрий Наталуха: Нужно создавать условия, максимально приближенные к мирному времени

Полномасштабное российское вторжение на территорию Украины повлекло немало вызовов, многие планы и проекты пришлось поставить на паузу. О переводе экономики на военные рельсы, адаптации бизнеса и привлечении инвесторов в условиях войны рассказал порталу "Комментарии" народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады Украины по экономическому развитию Дмитрий Наталуха.

Более двух лет в Украине идет полномасштабная война. Полностью ли перешла экономика Украины на военные рельсы? Как вы оцениваете эффективность такого перехода?

— У нас очень часто достаточно абстрактное представление о том, что такое "военные рельсы" для экономики. Очень часто это какие-то образы времен Второй мировой, где человек или воюет или ходит на завод по производству снарядов с 8 утра до 10 часов вечера. Нужна ли нам такая экономика и главное реалистична ли она? — Можно поспорить. Вопрос в том, что в целом структура современной экономики не только Украины, но и остальных стран мира совсем другая. Произошли изменения в промышленности, произошли изменения на рынке труда, в логистике, добавились современные отрасли.

При тех обстоятельствах, которые сейчас есть, у нас существует два вопроса — производство и финансирование этого производства. Нам нужно как можно быстрее снабжать Силы обороны собственным вооружением. Это правильно с точки зрения как уменьшения зависимости от воли партнеров, так и развития самой экономики. Есть множество государственных предприятий, которые могут перепрофилировать свое производство, есть частные компании, для которых можно упрощать условия, забрасывать их заказами. Это как раз о военных рельсах. Этот процесс уже идет, есть определенные успехи, о которых лучше умолчать, есть также вызовы, которые преодолеваются сейчас.

Другая сторона вопроса – деньги. Наверное, все уже знают, что все налоги центрального бюджета идут на оборону. Поэтому нам нужно оживлять обычную экономику, чтобы бизнесы работали, зарабатывали и платили налоги. В этом случае нам наоборот нужно создавать условия, максимально приближенные к мирному времени. Ведь это о возвращении людей, бизнесов и инвестиций в Украину. И этот вопрос также комплексный, от прикрытия городов ПВО до усовершенствования регулирования. От его решения зависит то, как наши воины будут обеспечены всем необходимым.

— Важная тема — развитие экономики Украины. Как вы оцениваете действия Кабинета Министров Украины по вопросу развития экономики? Какие отрасли экономики нужно развивать в первую очередь?

— В этом плане у нас как раз есть невиданное для Украины постоянство. Мы с коллегами еще в 2019 году озвучили приоритеты и не оставляли работу над ними — это перерабатывающая промышленность, изготовление готовой продукции, ее локализация в Украине, стабильные условия для развития малого предпринимательства и приоритет украинского производителя перед другими, то, что сегодня трансформировалось в президентскую программу "покупай украинское".

По этим вопросам мы прошли путь, чуть ли не от маргиналов, до тех, к кому прислушиваются. Многие наши инициативы, как локализация или развитие индустриальных парков воспринимались очень критически, а сейчас стали важной составляющей государственной политики и видения первого лица государства. Это не может не радовать.

Кабинет министров, в том числе профильное министерство, сейчас активно работают над разными программами поддержки. Уже работают гранты на малый бизнес, гранты и кредиты на перерабатывающую промышленность. Это плюс. Мы со своей стороны следим за тем, как определенные процессы можно улучшить в законодательном поле. Некоторые наши инициативы уже работают несколько лет, они демонстрируют результат, и мы видим, что можно откорректировать, чтобы оно работало лучше. Поэтому, в целом, я считаю, что у нас есть конструктивное сотрудничество.

По вашему мнению, когда в Украину придут иностранные инвесторы и под какие условия? Что нужно изменить, чтобы в Украину пришли инвестиции?

— Буквально в начале апреля мы собрали на базе Комитета представителей международных компаний, которые намерены увеличивать инвестиции в Украину, или уже реализуют определенные проекты. Это крупные игроки, такие как Bayer, Carlsberg или Lifecell. Мы пригласили также и представителей Кабмина, регуляторных органов, чтобы совместно услышать, какие запросы есть.

Это такой способ получить фидбек, и он дает свои результаты. Инвесторы действительно акцентируют внимание на том, что с ними общаются, к ним прислушиваются, а Украина — действительно открытая в этом плане страна. Мы со своей стороны формируем план работы, который позволит привлечь больше инвестиций в страну. По результатам последней встречи, у нас уже есть очерченный план инициатив.

Здесь я различал бы важный аспект — есть новые инвесторы, которые собираются заходить на рынок Украины, а есть компании, которые уже работают и намерены расширять деятельность. У них немного разные потребности. Для первых приняли наш законопроект о страховании инвестиций, потому что это действительно нелегкий шаг вкладывать деньги в воюющую страну. Мы ожидаем в ближайшие месяцы активизацию инвестиций, потому что уже на полную мощность должно заработать страхование военных рисков от Экспортно-кредитного агентства. Это придаст уверенность некоторым бизнесам.

Те, кто уже работает в Украине, думают несколько иначе. Они уже понимают все риски, научились с ними справляться. В их случае чаще речь идет о предсказуемости, о стабильности регуляторной среды. Это также нужно учитывать, потому что речь идет о компаниях, которые вместо того, чтобы останавливать производство, наоборот, увеличивают его и восстанавливают утраченное. Еще Президент говорил, что к таким компаниям должно быть особое отношение. Думаю, в ближайшие месяцы мы сможем продемонстрировать определенные решения, которые им понравятся.

— Расскажите о результатах релокации предприятий. Какие предприятия и куда были релоцированы, какие проблемы возникали?

— Есть несколько видов релокации. Первый – общая релокация бизнеса. Это когда человек переезжает в другой город и перевозит с собой бизнес. Таких у нас около 19 тысяч. Среди них абсолютный лидер – Киев.

Второй – релокация крупных предприятий. Для этого действует специальная правительственная программа, которая помогает с перевозкой производства в пострадавших регионах. Там приоритет – оборонный комплекс, хотя распространяется она не только на него. По этой программе было релоцировано уже 840 предприятий. Почти все они переехали на запад Украины, потому что есть ограничения по местам релокации, сейчас это 9 областей.

Еще в начале вторжения мы призывали активнее использовать индустриальные парки, ведь немало времени уходит на выбор площадки для релокации, а парки – идеальный инструмент для этого. Мы проводили опрос предприятий в свое время. Это позволило нам выяснить, что именно логистические расходы, которые сейчас имеют возможность покрывать через госпрограмму, составляют лишь 10-20% переезда. Основная проблема — свободные площадки, их интеграция в цепи снабжения, сети и т.д.

Если бы было немного больше времени на развитие сети индустриальных парков, то процесс шел бы легче. Учитывая, что реформу индустриальных парков мы завершали уже в ходе боевых действий, фактически пришлось работать "на ходу". Но постепенно ситуация становится лучше — есть примеры, когда парки строятся уже под готовую релокацию компаний.

Если рассматривать развитие технологических и индустриальных парков, по-вашему, где их можно разместить и что для этого нужно?

— После принятия наших законопроектов количество индустриальных парков в Украине увеличилось почти на 40%. Если в 2021 году менее 20% парков имели резидентов, то сейчас эта цифра уже достигла 30%. Это хороший результат, если учесть, что большая часть парков еще на этапе базового устройства, а программы поддержки заработают только в этом году.

В первый год реформы в парки инвестировали 263 миллиона гривен. Это меньше, чем ожидалось в начале, но в разы больше, чем можно было надеяться в первый год полномасштабной войны. Особенно если учитывать, что 96% этих денег — частные инвестиции.

Сейчас ситуация гораздо лучше. В 2023 году Европейский банк реконструкции и развития инвестировал 24,5 миллиона евро во львовский индустриальный парк. Это более одного миллиарда гривен всего на один проект, но меня радует даже другой факт — ЕБРР это очень консервативный институт, который не вкладывает деньги в проекты с сомнительной отдачей для экономики. Значит это очередное подтверждение эффективности индустриальных парков, на которые мы Комитетом сделали ставку в 2020 году.

Также первым объектом страхования инвестиций от военных рисков являлся именно индустриальный парк. Это тоже очень показательно.

Сейчас у нас уже есть сеть из 65 парков. Дальше их станет еще больше. Теперь главная задача – привлечь туда компании, чтобы они физически начали там что-то производить. Для этого мы заложили в бюджет один миллиард гривен на обустройство инфраструктуры, которая ускорит этот процесс. В этом году заработает профильный правительственный офис. Также есть интерес со стороны доноров, например, развитие парков заложено в программу поддержки от ЕС Ukraine Facility.

Думаю, следующие два года мы увидим действительно полноценную реализацию этого инструмента. У нас есть даже лидеры по этому направлению. Исторически, мероприятие Украины активнее пользовалось этим инструментом. Это Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области, Ровенщина. Но постепенно тренд охватывает всю страну.




Источник материала
loader
loader