Украинское продовольствие: европейский рынок удержали, хотя без экспортных ограничений не обошлось
Украинское продовольствие: европейский рынок удержали, хотя без экспортных ограничений не обошлось

Украинское продовольствие: европейский рынок удержали, хотя без экспортных ограничений не обошлось

Украинское продовольствие: европейский рынок удержали, хотя без экспортных ограничений не обошлось

На этой неделе Европарламент в третий раз одобрил продолжение временных мер по либерализации торговли для Украины еще на 12 месяцев — до 5 июня 2025 года. Бесспорно, речь идет о поддержке и солидарности с Украиной, которая ведет войну с РФ. Но без ограничений не обошлось, — ЕС позаботился о своих фермерах, чтобы предотвратить новые скандалы и блокирование границ.

 

Новые правила

Покромсанный многонедельными поисками компромисса между Брюсселем и членами ЕС и аргументами Киева, порезанный ограничениями в угоду европейским фермерам, новый режим торговли предусматривает новые правила игры.

Первое. Для защиты своих рынков Еврокомиссия (ЕК) может запустить экстренное торможение на особо чувствительные для ряда стран сообщества агропродукты с меткой «сделано в Украине».

Список чувствительных следующий: птица, яйца, сахар, овес, крупы, кукуруза, мед. «Экстренное торможение» или, иначе говоря, оперативное ограничение на украинское продовольствие возможно на протяжении 14 дней (раньше — 21) при условии резкого всплеска поставок.

Второе. Вводится понятие «средний объем импорта». Период взят для определения допустимых объемов: 2022–2023 годы плюс вторая половина 2021-го (в целом 30 месяцев). Если импорт в ЕС превысит средний объем импорта, зафиксированный в согласованных сторонами временных границах, условия сделки будут пересмотрены. ЕК введет квоты и пошлины на товары UA.

Третье и главное. ЕК может принять любые меры, которые будет считать нужными, если из-за украинского продовольствия возникнут значительные перекосы на рынке ЕС в целом или на рынке одного или нескольких государств-членов ЕС.

На особом контроле — пшеница, хотя она в «список чувствительных» не попала. (Решение еще нарабатывают.) Напомним, что именно из-за этой культуры начались протесты в Польше в конце 2022-го — начале 2023 года.

 

Готовы покупать

На самом деле большинство стран Европы достаточно динамично покупает украинское. Европа, доступ к рынкам которой был ограничен квотами и тарифами зоны свободной торговли (ЗСТ), в 2022 году в знак солидарности и поддержки Киева открыла ворота, чтобы щедрый воз с продуктами доехал с украинского поля к вилке привередливого потребителя.

По результатам 2022 года Украине удалось заработать более 13 млрд евро на поставке продуктов питания на рынки ЕС. Практически за полгода действия режима «без пошлин и квот» (с 5 июня 2022 года) объем отечественной поставки в ЕС вырос больше чем на 6 млрд евро.

Результаты 2023 года тоже неплохие — 11,8 млрд евро. Да, валюты заработали меньше. Но вспомните активные протесты в пограничных странах ЕС, стартовавшие весной 2023 года и не утихающие до сих пор.

По результатам 2023-го мы остаемся в топ-3 самых крупных поставщиков продовольствия в ЕС после Бразилии и Великобритании. На нашу долю приходится 7% общего импорта ЕС.

Жаль, конечно, что шанс продавать без каких-либо ограничений утрачен. Но при условии правильно выстроенной коммуникации и постоянного контакта со странами ЕС (а не только с Брюсселем) есть все шансы удержать экспорт по результатам 2024 года на уровне 10–11 млрд евро.

Свежие данные. За первый квартал 2024-го, согласно данным Государственной таможенной службы (ГТС), экспорт украинского продовольствия составляет 6,5 млрд долл., более 50% приходится на рынки ЕС. Следовательно, тезис о готовности Европы покупать украинское более чем рабочий.

Несмотря на предостережения, протесты, очереди на границе, спрос на наше продовольствие есть. Европейский бизнес, покупая украинское, получает грубые дополнительные заработки. Пример — малину, которую Польша покупает у нас, там пакуют, а потом продают внутри ЕС.

 

Купить-заработать

Вместо тысячи слов — заявление Венгрии, которая, несмотря на требования фермеров, не будет вводить опять запрет на мед из Украины. Односторонний запрет импорта, по мнению венгерских чиновников, не оказывал позитивного влияния на местный рынок, поскольку оптовые закупочные цены не выросли, как надеялись фермеры. Вместе с тем компании, которые упаковывали и экспортировали мед в ЕС, понесли потери.

Следовательно, мед, попавший в список «чувствительных», даже при условии превышения средних обусловленных объемов поставки будут продавать в ЕС. Тем более что пошлина не является критической — 17,3%.

Цифры это подтверждают — в первом квартале 2024 года экспорт меда составлял 22,806 тыс. тонн на 43,548 млн долл., согласно информации ГТС. Украинский мед активно покупали Германия — 12,37 млн долл. (28%), Польша — 4,85 млн долл. (11%), Франция — 3,7 млн долл. (8,5%). Прирост по сравнению с первым кварталом 2023-го составляет 39%.

Еще одна сладкая позиция в списке «чувствительных» — сахар. Отечественным сахарникам не повезло. Расширение периода, по которому обсчитывается возможный объем поставок товара в ЕС, играет против них, потому что в 2021-м поставки на внешние рынки были мизерными. Это означает фактически минус 100 тыс. тонн потенциального экспорта.

Нет сомнения в том, что Европа (Франция, Германия, Польша — крупные производители сахара) будет оказывать сопротивление украинскому сладкому песку, поставки которого на рынки ЕС в 2023-м выросли более чем в три раза. А впрочем, в 2024 году Европа уже приобрела свыше 440 тыс. тонн украинского сахара.

Странно, что в список «чувствительных» попала кукуруза, ведь спрос на нее в ЕС есть. А следовательно, на превышение лимита Европа, вероятнее всего, закроет глаза. Ведь никто не слышал нареканий от Испании, которая является одним из самых крупных покупателей кукурузы, на то, что продовольствие с Украины дестабилизировало рынок.

 

В зоне риска

В целом список «чувствительных» условно можно разделить на две части: продукты, которые ЕС покупает, и продукты, против которых протестует.

Сейчас речь идет о зерновых. ЕС достаточно динамично импортировала зерно из Украины до мая 2023 года, но с июня 2023-го поставки продовольствия были ниже, чем уровень в 2022-м, а в конце 2023 года приблизились к уровню 2021-го.

В целом импорт украинских зерновых остался на высоком уровне: увеличился по результатам 2023 года на 476 млн евро, или на 10%. Импорт пшеницы вырос в два раза против 2022 года и достиг 6,2 млн тонн.

Взволнованы, затаили дыхание производители муки, ведь на фоне отсутствия регулярных контейнерных перевозок продажи в ЕС — это возможность зарабатывать. Тем более, что Украина со своими 100–120 тыс. тонн муки за сезон не делает погоды на внутреннем рынке ЕС емкостью 1,2 млн тонн.

Больше всего их пугает возвращение к квотам и пошлинам. В рамках режима ЗСТ квота на пшеницу — миллион тонн — включала и муку. И поэтому экспортеры муки тщательно отслеживают поставки пшеницы в ЕС, потому что именно от них они зависят.

Здесь надо несколько успокоить мукомолов. Вполне вероятно, что в 2024 году пшеница не будет баламутить еврорынок. Причин несколько: 1) тотальный контроль над поставкой; 2) порты, которые уже дают возможность Украине осуществлять морские перевозки; 3) неутешительные виды на урожай: первый прогноз — 19 млн тонн, или минус 3 млн против предыдущего года.

 

Будет ли новый скандал?

Даже претендент есть — мясо птицы. По данным ЕК, за два месяца 2024 года Украина продала в Европу 29 тыс. тонн этого мяса. С точки зрения объемов, Украина погоды не делает, хотя если сравнить с теми квотами, которые были у нас до 2022-го, поставки существенно увеличились.

Трагедии из того, что часть продовольствия будет иметь лимитированный доступ к европейскому потребителю, никто не делает, тем более что большая Одесса (порты) благодаря нашим военным работает. Есть ожидания на восстановление контейнерных перевозок. Вместе с тем терять такой «вкусный» рынок не хочется, поэтому украинцы ищут возможности.

Схема №1. Договоренности на уровне отдельных стран. По договоренности между правительствами Украины и Румынии в 2023 году на фоне запрета экспорта украинского сахара Румыния приняла 20 тыс. тонн.

Схема №2. Приобрести производственную площадку или создать производство на территориях ЕС.

Впрочем, вариантов сотрудничества намного больше. Часто возможности появляются, когда возникает дисбаланс между спросом и предложением и начинаются ценовые качели.

Пример: в 2022-м наши молочники хорошо заработали на поставке сливочного масла в ЕС. Хотя уже в 2023-м ситуация была с точностью до наоборот: масло из ЕС поддерживало предложение на украинском рынке.

 

***

Программа-минимум — пролонгация режима беспошлинной торговли еще на 12 месяцев, пусть даже с ограничениями, — выполнена. А дальше время покажет. Главное, что бизнес видит перспективы на рынке ЕС.

Скандалов и конфликтов будет еще много. Особенно с учетом того, что после Бельгии ротационное председательство в ЕС согласно расписанию возьмет на себя Венгрия. А она не очень лояльна к украинским продуктам.

Источник материала
loader
loader