Честное кино: 6 фильмов о женщинах, которые справились с психологическими травмами
Честное кино: 6 фильмов о женщинах, которые справились с психологическими травмами

Честное кино: 6 фильмов о женщинах, которые справились с психологическими травмами

кадр из фильма «Память»

2 мая в российском прокате выходит фильм Мишеля Франко «Память» — драма о сыгранной Джессикой Честейн женщине с израненной психикой, жизнь которой меняется после встречи с одним очень необычным мужчиной. В честь этого мы составили подборку картин, в которых героини преодолевают травматичный опыт прошлого.

«Память» (2023)

Сильвии (Джессика Честейн) в детстве и юности пришлось пережить столь много травмирующих моментов, что всю молодость она провела в алкогольном беспамятстве, из которого вышла только после рождения дочери. Впрочем, воспоминания о прошлом не покидают ее, и чтобы держать их взаперти, Сильвия выстраивает между собой и миром несколько рядов обороны. Все свое внимание она посвящает заботам о дочери и работе в социальной службе, полностью отказавшись от личной жизни.

Одной из немногих, кому Сильвия доверяет, остается ее сестра Оливия, которая однажды уговаривает ее вопреки обыкновению посетить вместе встречу выпускников их старой школы (о ней у Сильвии остались не лучшие воспоминания). Там она встречает Сола (Питер Сарсгаард) — неловкого и будто немного потерянного мужчину средних лет.

Позже Сильвия узнает, что он страдает от ранней деменции и становится его сиделкой. Впрочем, Сильвия оказывается нужной Солу не меньше, чем он ей. Его мягкая поддержка помогает ей, наконец, примириться с прошлым (читайте также: «Как отпустить прошлое и простить себя»).

«Газовый свет» (1944)

Название печально известному «газлайтингу» подарил замечательный психологический триллер Джорджа Кьюкора. Главная героиня фильма Пола Аквист (Ингрид Бергман) переживает в юности тяжелую потерю. Ее тетю, знаменитую оперную певицу Элис Аквист, убивают в лондонском доме, где она жила с племянницей.

Чтобы справиться с горем, Пола на время уезжает в Европу. Здесь она учится пению и встречает обаятельного композитора Грегори Энтона (Шарль Буайе), после короткого романа с которым соглашается выйти за него замуж. Пара возвращается в лондонский дом, где случилась трагедия. Счастье, однако, оказывается недолгим. Пребывание в доме плохо влияет на психику Полы. Ей слышатся шаги на закрытом чердаке, мерещится угасание газового света. Пола теряет вещи, становится рассеянной и раздражительной, однажды ей даже привиделось письмо, написанное тете от лица неизвестного ей Сержиса Бауэра.

Грегори отдаляется и считает, что жене нужна помощь. Реальность теряет для Полы очертания, утопая в лондонской дымке. Единственным, кто верит ее словам оказывается инспектор Брайан Кэмерон (Джозеф Коттон). Чтобы избавиться от страхов, Поле придется узнать, что случилось с ее тетей.

«Прерванная жизнь» (1999)

Юная Сюзанна Кейсен, дочь знаменитого экономиста Карла Кейсена, в середине 60-х оказалась в психиатрической лечебнице из-за неудачной попытки суицида, и значительно позже в 1993-м году, уже став романистской, написала об этом книгу «Прерванная жизнь», которая и легла в основу сюжета фильма Джеймса Мэнголда.

Ее кинодвойник, робкая и тихая Сюзанна Кейсен (Вайнона Райдер), страдающая депрессией, прибывает в такое же учреждения спустя 30 с лишним лет, в конце 90-х. Здесь она знакомится с Лизой Роу (Анджелина Джоли), яркой и воинственно настроенной пациенткой с социопатическими наклонностями, и неизбежно подпадает под ее обаяние. Безудержность Лизы и ее жестокость странным образом помогают Сюзанне разобраться в себе.

«Блондинка» (2022)

Иногда на избавление от травм, случившихся в детстве, не хватает и целой жизни и ни слава, ни успех, ни даже обожание безликих масс этому едва ли способны этому помочь. Об этом убедительно рассказывает «Блондинка» Эндрю Доминика — поставленный по книге Джойс Кэрол Оутс черно-белый байопик о несчастной Норме Джин Мортенсон (Ана де Армас), в которой все, включая влюбленных в нее мужчин, видели лишь Мэрилин Монро, ее яркий экранный образ недалекой и простоватой красотки.

Жизнь обходилась с Нормой Джин не лучшим образом с самого начала. Мама будущей актрисы Глэдис (Джулианна Николсон) была женщиной нервной и жестокой. Однажды она чуть не утопила дочь в ванне. Вскоре после этого «инцидента» Глэдис отправилась в психиатрическую больницу, а маленькая Норма Джин, выросшая, не зная даже имени отца, в приют (читайте также: «Бернис Бейкер Миракл: как сложилась судьба сестры Мэрилин Монро»).

Впрочем, и уже взрослой Мэрилин пришлось несладко. Окружавшие ее мужчины — продюсеры, агенты, спортсмены, сценаристы, — желали заполучить ее, не слишком интересуясь ее собственными желаниями.

«Фрагменты женщины» (2020)

Показанный на Венецианском кинофестивале — где актриса Ванесса Кирби удостоилась Кубка Вольпи — англоязычный дебют венгерского режиссера Корнеля Мундруцо, поставленный им по сценарию жены Каты Вебер, пересказывает собственный горький опыт примирения с невообразимой утратой — смертью ребенка.

После такой потери отношения Марты (Кирби) и Шона (Шайа Лабаф) расстраиваются. Ее мама (Эллен Берстин) подает иск против акушерки Евы (Молли Паркер), принимавшей роды у Марты, обвиняя ее в смерти младенца. Шон мечется, как и прочие, и только сама Марта будто застыла в своем горе. Впрочем, эпилог этой расчетливо поставленной драмы, дарит надежду на лучшее.

«Ее правда» (2022)

Мерзкие деяния одного из самых влиятельных продюсеров Голливуда Харви Вайнштейна породили не только движения #MeToo, но и череду кинолент, рассказывающих о системном замалчивании сексуальных домогательств, бытовавших в американском шоу-бизнесе. Незаслуженно малоизвестная драма Марии Шрейдер «Ее правда» как раз одна из них.

Она основана на книге “She Said” журналисток New York Times Джоди Кантор и Меган Туи, расследование которых — к слову отмеченное Пулитцеровской премией — о преступлениях Вайнштейна и положили начало всему движению. Собственно сюжет иллюстрирует ход этого расследования с момента, когда в 2017-м году Кантор (Зои Казан) получает анонимную наводку о том, что актриса Роуз Макгоуэн была жертвой сексуализированного насилия со стороны Вайнштейна. Получив подтверждение, она привлекает к работе Туи (Кэри Маллиган) и вместе с ней распутывает клубок лжи, насилия, запугиваний и манипуляций Вайнштейна. Что, разумеется, не было бы возможным без смелости женщин, пострадавших от Вайнштейна и согласившихся открыто дать показания.

Среди них были и такие известные актрисы, как Эшли Джадд, сыгравшая в фильме саму себя. Кроме скандала и последующей общественной дискуссии, статья Кантор и Туи (что вероятно, важнее всего) помогла тысячам женщин по всему миру.

Marie Claire Editorial

Фото: кадры из фильмов

Источник материала
Поделиться сюжетом