Немецкое издание Die Welt опубликовало информацию о мирном соглашении, которое Украина и Россия якобы намеревались подписать в начале «большой войны», после освобождения Киевской и Харьковской областей. В частности, она предусматривала отказ от вступления в НАТО и значительное сокращение армии и количества оружия.
Документ, содержащий условия соглашения, находится в распоряжении издания.
Согласно опубликованным данным, спустя несколько недель после начала российского вторжения стороны разработали проект мирного соглашения. Этот документ на 17 страниц содержал условия прекращения войны, согласованные 15 апреля 2022 года. В частности, Россия потребовала от Украины нейтралитета и ограничения количества вооружения.
Отмечается, что лишь несколько пунктов осталось несогласованными и их должны были обсудить лично президенты России и Украины на встрече, которая так и не состоялась.
Соглашение предусматривало обязательство Украины соблюдать «постоянный нейтралитет», отказ от членства в военных союзах, включая НАТО, а также отказ от «производства, получения и покупки» ядерного оружия. Кроме того, Киев обязывался не допускать иностранного военного присутствия на своей территории и не участвовать во внешних учениях и военных конфликтах.
В то же время, в документе не было нормы, которая прямо мешала бы Украине стать членом Европейского Союза.
Со своей стороны, Россия обещала не нападать на Украину. Для реализации этого обязательства пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция, Китай, Россия) должны предоставить Украине комплексные гарантии безопасности. Если бы произошло нападение, эти государства должны были бы в течение трех дней «поддержать право Украины на самооборону». Эта помощь могла предоставляться совместными усилиями или отдельными гарантами. Договор должна была ратифицировать каждая страна, которая поставила свою подпись под ним.
Журналисты указывают, что этот договор якобы существенно отличается от Будапештского меморандума 1994 года, когда Россия и другие западные государства предоставили Украине гарантию территориальной целостности, но не гарантировали военную помощь в случае нападения.
Одним из основных вопросов, стоящих перед участниками переговоров, были гарантии безопасности. Их должны одобрить эти пять стран. Россия стремилась добавить в список Белоруссию, а Украина хотела видеть там еще Турцию.
По документу Крым и Севастополь должны быть исключены из гарантий безопасности, что фактически предусматривало передачу контроля над ними России.
Также оставалось непонятным, какие именно территории Украины еще нужно было убрать из гарантий безопасности. Во время переговоров в Стамбуле Украина вроде бы дала согласие исключить части Донецкой и Луганской областей, которые уже были оккупированы Россией до 24 февраля 2022 года. Однако россияне хотели, чтобы Зеленский и Путин определили границы во время личного разговора. Представители украинской делегации отвергли этот вариант.
Нерешенным оставался и вопрос о количестве военных и техники. Россия настаивала на резком уменьшении ВСУ. Украина выступала за меньшие ограничения.
Разногласия в предложениях России и Украины по вопросам численности армии и вооружения:
- Россия требовала, чтобы численность ВСУ составляла 85 тысяч военных – представители Украины могли согласиться на 250 тысяч,
- танки: 342 против 800,
- бронетехника: 1029 против 2400,
- артиллерийские установки: 519 против 1900,
- реактивные системы залпового огня: 96 с максимальной дальностью 40 км против 600 на 280 км,
- минометы: 147 против 1080,
- противотанковые ракеты: 333 против 2000,
- авиация: 102 истребителя и 35 вертолетов против 160 самолетов и 144 вертолетов,
- военные корабли: два против восьми.
Немецкие журналисты считают, что предварительное соглашение показывает, что Украина и Россия были близки к подписанию мирного договора в апреле 2022 года. Однако позже Кремль выдвинул дополнительные требования, на которые Киев якобы ответил отказом.
В частности, РФ хотела закрепить за русским языком статус государственного в Украине, прекращение санкций и судебных исков, а также законодательного запрета «фашизма, нацизма и агрессивного национализма».
Также издание приводит слова неназванного представителя делегации от Украины, который сказал, что «это было лучшее соглашение, которое мы могли иметь». Журналисты указывают, что даже после двух лет полномасштабной войны они считают этот договор «выгодным в ретроспективе».
«Украина уже несколько месяцев держит оборону и несет потери. Оглядываясь назад, можно сказать, что тогда Украина была в более сильной переговорной позиции, чем сейчас. Если бы война была окончена примерно через два месяца после ее начала, это спасло бы бесчисленное количество человеческих жизней», – говорится в тексте.
По прогнозам участников переговоров, Владимир Зеленский и Владимир Путин должны были подписать соглашение в апреле 2022 года.
Также Die Welt отмечает, что находившийся в делегации на переговорах депутат от фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, почему встреча президентов Украины и России не состоялась. Все якобы из-за тогдашнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, который во время приезда в Киев 9 апреля 2022 года говорил, что Лондон «ничего не будет подписывать» с Путиным и Украина должна бороться. Позже британский политик опроверг этот тезис. Однако в материале указывается, что предложение предоставления гарантий безопасности при участии России провалилось на этом этапе.
Отметим, накануне «большой войны» Арахамия говорил, что США и Запад сеют панику своими заявлениями по поводу вероятного полномасштабного вторжения России в Украину. Он назвал это недружественными шагами по отношению к нашему государству.
А 15 февраля 2022 года (за 9 дней до вторжения) Арахамия заявлял, что у России на украинских границах нет необходимого количества техники и военных для широкомасштабного наступления, и что 16 февраля (прогнозируемая дата нападения) вторжения России не будет с вероятностью 99,9%.
Украина отмечает, что переговоры с РФ возможны только после полной деоккупации всех временно захваченных территорий. Но в мировых закулисах уже обсуждают, какими могут быть компромиссы на переговорах. ZN.UA поинтересовалось мнением украинцев на эту тему, проведя вместе с Центром Разумкова социологическое исследование. О некоторых его результатах писала редактор международного отдела ZN.UA Татьяна Силина в статье «Украину готовят к переговорам с Россией? Что об этом думают украинцы».