Налоговая политика: процесс — все, результат — ничто
Налоговая политика: процесс — все, результат — ничто

Налоговая политика: процесс — все, результат — ничто

Налоговая политика: процесс — все, результат — ничто

Совет бизнес-омбудсмена опубликовал отчет об исследовании налоговой политики государства. Главная мысль: она (налоговая политика) по-прежнему выполняет карательную функцию и заточена на изъятие средств у бизнеса.

Непредсказуемость и непоследовательность государственной политики в сфере налогообложения больно бьет по экономике нашей, воюющей с российскими захватчиками, страны. Государственная налоговая служба воспринимается бизнесом как орган, главная задача которого — изъятие оборотных средств. Налоговая же видит свою задачу при проверках в доначислениях в связи с выявленными нарушениями. Доначисленные суммы в общей массе налоговых поступлений незначительны, при этом затраты как денежных, так и человеческих ресурсов на судебные процессы в связи с обжалованием действий ГНС немалые.

Такая вот странная игра, результатом которой является изъятие оборотных средств у бизнеса, бегство капитала из страны, обнуление ее инвестиционной привлекательности. Так что беды Украины не только в широкомасштабном российском вторжении, но и во внутренней неразберихе взаимоотношений бизнеса, с одной стороны, и налоговой службы, других силовых, контролирующих и надзирающих государственных органов — с другой. Ну, а где неразбериха, там активизируется коррупционная составляющая, там нет созидания.

Совет бизнес-омбудсмена провел по собственной инициативе качественное и количественное исследование налоговых проверок и опубликовал отчет под названием «Налоговые проверки. Проверяй, но доверяй». Совет четко указал на проблему номер один во взаимоотношениях государства и бизнеса — это несправедливые правила игры.

И если Национальная экономическая стратегия Украины до 2030 года определяет восстановление доверия налогоплательщиков к налоговым органам как одну из главных целей, от которых зависит успешность проведения дальнейших реформ, то на деле вектор развернут на 180 градусов.

«Бизнес и профессиональное сообщество в основном воспринимают налоговые проверки как фискально-карательный инструмент государства и, согласно исследованию Совета, оценивают свое доверие к региональным налоговым органам в контексте проведения проверок на уровне 13%, а к центральному аппарату ГНС — на уровне 19%», — говорится в отчете Совета.

Для большего понимания: более 99% налоговых поступлений в бюджет обеспечиваются за счет добровольной уплаты налогов. Доля же поступлений от доначисленных денежных обязательств после 2017 года и по сей день никогда не достигала 1% в общей сумме налоговых поступлений. Зато много суеты и расходов на долгие судебные разбирательства. Согласно сведениям, предоставленным Совету бизнес-омбудсмена самой ГНС, в среднем в течение 2017–2021 годов в 74% случаев налоговые проверки завершались составлением актов, а в 2022–2023 годах этот показатель вырос до 85%.

Проверяющие от ГНС, если уж пришли, то что-нибудь найдут обязательно. В Совете бизнес-омбудсмена отмечают: «В течение последних семи лет общая тенденция результатов фактических и плановых проверок является постоянной: более 90% этих проверок завершаются составлением акта. Для внеплановых проверок тенденция существенно иная: если в 2017 году более половины завершались составлением справок, то с 2018 года пропорция начала меняться в сторону постепенного увеличения актов, достигнув в 2023 году максимальной отметки — 75%».

Но акты о доначислениях оспариваются проверяемыми, причем весьма успешно. За последние семь лет, не считая 2020-го и 2022 годов, когда действовал мораторий на проведение проверок, годовая сумма доначислений выросла с 34 млрд грн в 2017 году до 90 млрд грн в 2021-м и до 75 млрд грн в 2023 году. Однако, несмотря на такой прирост доначислений, объемы фактических поступлений в бюджет были существенно меньше: от 16% (в 2017-м) до 4% (в 2023-м). Таким образом, четко прослеживается закономерность, что доначисленные по результатам налоговых проверок суммы только в очень малой части превращаются в реальные поступления в бюджет.

Еще очень важный фактор, который не прибавляет бизнесу желания работать в Украине, — промедление с согласованием доначислений. В частности, это касается сумм бюджетного возмещения НДС, которые могут «зависнуть» в бюджете на годы. А ведь деньги имеют свойство дешеветь. И если государство впоследствии сможет компенсировать себе изменение стоимости денег во времени по доначисленным обязательствам пеней, зеркальная норма по выплате пени бизнесу за задержанные суммы бюджетного возмещения остановлена на период действия военного положения. Это свидетельствует о существенном дисбалансе сил, что также не способствует построению доверительных отношений и провоцирует коррупционные риски.

По результатам анализа ситуации вокруг административного и судебного обжалования результатов налоговых проверок Совет выяснил, что процент дел, где судебное решение полностью или в большей части принято в пользу бизнеса, составляет около 85.

«В течение 2017–2023 годов бизнесу было доначислено 346,2 млрд грн денежных обязательств. В судах находилось обжалований на 358,3 млрд грн доначислений, что является очевидным проявлением массового непризнания субъектами хозяйствования результатов налоговых проверок, — констатирует Совет бизнес-омбудсмена. — Совет систематически встречается со случаями непоследовательных действий государства в налоговой сфере. Особенно болезненно воспринимает непредсказуемость правового регулирования бизнес, который и так вынужден иметь дело с высоким уровнем неопределенности, обусловленным сначала карантином, а позже — войной».

Вот еще один интересный вывод Совета: «Генерирование ежегодно десятков тысяч актов, которые, по опыту Совета, нередко являются крайне формалистичными и недостаточно обоснованными, значительная часть которых не будет принята во внимание после многих лет [разбирательств] в судах, создает административную, правоохранительную, юридическую и судебную суету, которая существенно не увеличивает налоговые поступления в бюджет Украины. Такой подход создает неоправданную нагрузку на украинский бизнес, связанную с защитой в рамках административных и судебных процедур, отбирая время у руководителей и оборотный капитал у предприятий… И что даже хуже, это продолжает подрывать доверие между налогоплательщиками и налоговыми органами, которое Нацстратегия стремится восстановить».

Отчет Совета бизнес-омбудсмена также содержит идеи по улучшению существующего положения дел:

  • формирование… ГНС нового направления политики для обеспечения применения принципа верховенства права и практик, которые бы отвечали принципам пропорциональности, обоснованности налоговых проверок;
  • внедрение принципа «сначала консультирование», основной целью которого является коммуникация с налогоплательщиками с целью исправления ошибок перед определением денежного обязательства или штрафной санкции;
  • усиление роли юридических департаментов в органах ГНС на этапе налоговых проверок для осуществления уже на уровне территориального органа ГНС полноценного анализа качества выводов, к которым предварительно пришли аудиторы, и для определения их судебных перспектив;
  • уменьшение количества дел в административных судах, особенно в городе Киеве после ликвидации ОАСК, например, путем внедрения альтернативных методов разрешения споров. С этой целью сейчас Совет расширяет свои возможности для использования инструментов медиации.

«На третий год большой войны налоговые проверки все еще проводятся с презумпцией «злой воли», когда каждый налогоплательщик рассматривается как потенциальный и даже вероятный нарушитель. Нашей общей целью должен быть переход к презумпции «доброй воли», отраженной в тех 99 с лишним процентах добровольных налоговых платежей, когда основное внимание сосредотачивается на том, как предоставить качественную поддержку и консультирование с целью соблюдения налогового законодательства, помогая законопослушному большинству плательщиков находить и исправлять свои ошибки, одновременно сосредотачивая тяжелую фискальную артиллерию на недобросовестных плательщиках, задействованных в «серых» и «черных» схемах», — говорится в отчете Совета.

Прекрасные выводы. Однако, как дежавю, припоминаются похожие заявления руководства тогда еще налоговой инспекции, потом — администрации, которые не раз озвучивались с конца 90-х: о необходимости диалога с налогоплательщиками, оказания помощи им и отказа от установки «обязательно найти нарушения и доначислить»…

Источник материала
loader
loader