Период наличия озоновой дыры над ледяным континентом увеличивается ежегодно, ученые опасаются, что это опасно для местной дикой природы.
Ученые больше не пугают климатическим кризисом Земли, а прямо заявляют: он уже здесь. В результате мир сталкивается с все более интенсивными волнами тепла, засухи и лесных пожаров, а период раскрытия озоновой дыры над Антарктидой растет с каждым годом. Ученые опасаются, что все это может негативно отразиться на местной флоре и фауне, пишет IFLScience.
Озоновая дыра над ледяным континентом растет и закрывается каждый год. Само по себе наличие этой дыры в озоновом слое Земли уже не является идеальным, однако ученые хотя бы знают, в какой период стоит ждать ее появления. В последние годы исследователи заметили, что озоновая дыра над Антарктидой сохраняется все дольше и дольше, и авторы новой работы опасаются, что это может представлять угрозу для дикой природы континента.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Однако за последние четыре года ситуация сильно изменилась. Наблюдения исследователей показывают, что за последние четыре года озоновая дыра оставалась в пиковом состоянии до начала лета. Более того, в прошлом году озоновая дыра над Антарктидой достигла невероятных размеров и стала одной из самых больших за всю историю наблюдений.
По словам ведущего автора исследования, профессора Шэрон Робинсон, проблема заключается в том, что разрушение озонового слоя Земли сопровождается воздействием ультрафиолетового (УФ) излучения. Например, когда наступает декабрь, в Южном полушарии солнце будет намного выше, как и радиация, падающая на Землю. Так, в декабре в Антарктиде наблюдается УФ-индекс 14, что намного выше уровня до озоновой дыры — ученые считают такой показатель экстремальным.
Робинсон отмечает, что пик УФ-излучения также совпадает с пробуждением дикой природы внизу, в результате чего животные и растения подвергаются более чем в два раза большему воздействию ультрафиолетового излучения, чем в 1970-х годах, до появления озоновой дыры над Антарктидой.
У людей подобное воздействие сопровождалось бы невероятными рисками, как минимум, без использования солнцезащитного крема — более ранние исследования уже доказали, что ультрафиолетовые лучи повреждают кожу, а также повышают риск развития рака кожи. Робинсон признает, что воздействие УФ-излучения на диких антарктических животных все еще остается мало изученным, но им с командой удалось обнаружить несколько способов, которыми озоновая дыра может влиять на местную дикую природу.
Во-первых, удвоение УФ-излучения с октября по декабрь может нанести вред животным, особенно молодым, так как отражение от поверхности морского льда увеличит воздействие ультрафиолета, размножающихся на льду. Ученые предполагают, что время воздействия будет иметь особое значение. Предполагается, что в особой опасности могут оказаться тюлени и пингвины, чей период размножения приходится на это время.
Во-вторых, повышенная доза ультрафиолетового излучения может навредить мелким организмам, таким как фитопланктон, которые могут попытаться адаптироваться. Подобные животные могут попытаться вырабатывать собственный "солнцезащитный крем", но затраты на его производство, вероятно, окажутся катастрофичными.
Впрочем, ученые признают, что некоторые организмы в Антарктиде имеют естественную защиту от ультрафиолета. Например, макаронные пингвины и пингвины-рокхопперы содержат пигменты, в том числе меланин, которые, как считается, помогают защитить их глаза от ультрафиолетовых лучей. Нор даже в этом случае, столь огромные дозы УФ-излучения могут оставить на коже животных отметины.
В результате Робинсон с коллегами призывает незамедлительно принять меры по борьбе с изменением климата, чтобы не допустить дальнейшего роста продолжительности пикового периода озоновой дыры над Антарктидой.