Новое исследования раскрывает впечатляющие навыки сотрудничества у насекомых, несмотря на их крохотный мозг.
В новой работе команды из Университета Оулу в Финляндии провели серию лабораторных экспериментов, в которых приняли участие шмели (Bombus sp.), в очередной раз доказавшие, что способны решать совместные задачи даже в рамках своего крошечного мозга.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
По словам ведущего автора исследования и поведенческого эколога Олли Лукола, в своей работе они с коллегами хотели выяснить, отражает ли поведение при выполнении совместных задач индивидуальные усилия, простое признание присутствия партнера или более глубокое понимание ролей и целей. Исследователи недавно определили эти три из четырех различных типов кооперативного поведения, чтобы лучше разграничить их.
Более ранние исследования уже показали, что шимпанзе, дельфины, волки и птицы работают сообща для достижения общей цели. В то же время четвертый тип кооперативного поведения, "сотрудничество", ранее считался отличительной чертой людей и редко встречался у животных.
Исходя из размера мозга шмелей ученые не ожидали от них многого, однако им второй раз за год удалось удивить исследователей. Новые лабораторные эксперименты подтверждают, что шмели способны обучаться поэтапным задачам, а затем учат сородичей решать проблемы, владеть инструментами, считать и даже решать математические уравнения.
Команда обнаружила, что партнерам пчел, которым не давали войти в тестовое пространство, требовалось больше времени, чтобы толкнуть блок или дверь. В то же время контрольные пчелы, научившиеся толкать блок или дверь в одиночку, сразу же приступали к работе, пытаясь получить доступ к награде без чьей-либо помощи. Когда пчел обучали парами, они ждали своего партнера, чтобы приступить к задаче, например, сдвиганию блока.
В других туннельных экспериментах пчелы медлили перед дверью, скрывающей свою награду, пока не прибыл их приятель по дрессировке. По словам Лукола, их результаты показывают, что кооперативное поведение шмелей — не просто побочный продукт индивидуальных усилий, но также и социальное влияние.
В то же время команда признает, что подобное поведение сложно отличить. Например, пчелы, развернувшиеся в туннеле, могли быть "завербованы" партнерами для открытия двери. Однако существует вероятность, что шмели попросту ассоциировали присутствие другой пчелы у двери с доступом к сладкой награде.
Лукол настаивает, что потребуются дополнительные исследования, чтобы понять, действительно ли шмели понимают роль своего партнера. Команда предполагает, что это можно сделать по принципу того, как ранее были проведены эксперименты с дельфинами: ученые потребуют от пчел синхронизироваться при нажатии кнопки для получения награды.
Команда также намерена выяснить, как шмелям удалось развить такую способность к сотрудничеству, ведь в дикой природе они, как правило, действуют в одиночку. Авторы предполагают, что кооперативное поведение на самом деле может быть более распространено в животном мире, чем считалось ранее.