В Украине — массовые отключения бытовых потребителей. Электроэнергия — в дефиците, говорят в компании "Укрэнерго", и отмечают: мощностей украинских электростанций недостаточно из-за последствий пяти ракетно-дроновых атак россиян. Фокус выяснил, долго ли продлятся аварийные графики отключений, каковы главные причины дефицита в энергосистеме и как именно в Украине может вырасти тариф на электроэнергию для населения.
Вторые сутки по всей территории Украины продолжаются отключения бытовых потребителей, а энергопоставщики публикуют графики аварийных отключений в городах и селах. По сообщению компании "Укрэнерго", сегодня, 16 мая, по всей Украине для бытовых и промышленных потребителей будут действовать плановые ограничения — графики почасовых отключений (ГПВ). "Это поможет сделать контролируемые отключения более предсказуемыми для потребителей, а работу энергосистемы — более безопасной. Получить информацию о том, как именно будут действовать ограничения потребления в вашем регионе, можно будет в кабинете потребителя, на официальных сайтах облэнерго, а также на их страницах в соцсетях", — сообщили в компании. Тем временем, ДТЭК проинформировала, что 16 мая в Киеве, Киевской, Одесской и Днепропетровской областях возможны стабилизационные отключения с 16:00 до полуночи.
Нет электроэнергии: почему именно сейчас начались отключения
О том, что массированная ракетная атака россиян в марте приведет к возвращению блэкаутов для бытовых потребителей, Фокусписал ранее — сразу после удара россиян по ДнепроГЭС и ряду тепловых электростанций. Тогда эксперты отмечали, что ожидаемый пик потребления электроэнергии — это конец мая или даже середина июня, когда постепенное повышение температуры воздуха приведет к массовому использованию кондиционеров — как бытовыми, так и бизнес-потребителями.
Однако резкое падение температуры в мае тоже сыграло свою роль. И даже без пикового потребления оператору "Укрэнерго" пришлось отключать потребителей из-за имеющегося большого дефицита в энергосистеме. "Дефицит у нас есть последние две недели. На самом деле, он есть где-то с первой недели апреля, постоянно и регулярно. Из-за низкого потребления и наличия определенное время ресурсов от европейцев, которые оказывали аварийную помощь, что-то импортировалось, то удавалось ограничиться только отключением промышленности или ограничением промышленности. А 14 мая не удалось", — рассказал в комментарии Фокусу Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики.
Аварийные отключения потребителей — следствие огромных проблем, созданных ракетными и дроновыми атаками ВС РФ в марте, говорят эксперты, и добавляют: тогда россиянам удалось выбить из энергосистемы 8 ГВт мощностей из-за попадания по ДнепроГЭС и нескольким тепловым электростанциям.
"Основная причина и первоочередная причина — это уничтожение энергетической инфраструктуры россиянами. Все остальное — это уже последствия этой причины. Действительно, дефицит у нас критический, он уже давно критический. После мощных обстрелов 21-22 марта, когда была разрушена ДнепроГЭС, а потом уже были обстрелы по тепловым электростанциям. Безусловно, нас немного спасает то, что пошло потепление, что солнца много, солнечные электростанции заработали, а также осуществлялся импорт электрической энергии", — отметил в комментарии Фокусу директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
На ближайшее время эксперты, к сожалению, оптимистичных сценариев не имеют, говорят, что и в июне, и в июле украинцев ожидают графики отключений
Он отмечает, что в последнее время генерация солнечных станций сократилась из-за облачности, похолодание заставило потребителей чаще использовать электрообогрев, а промышленность не выкупала полностью импорт, который возможно выкупать, и все лимиты, которые Украина имеет для импорта, не использовались. Совокупность нескольких факторов привела к необходимости отключать всех потребителей — как промышленных, так и бытовых.
Лето без света: как помочь энергетике и долго ли продлятся отключения
По словам Александра Харченко, сейчас дефицит в энергосистеме достигает 2-2,5 ГВт. Фактически, этот дефицит почти равен объему производства Ровенской АЭС (имеет четыре блока суммарной мощностью 2,83 ГВт). На ближайшее время эксперты, к сожалению, оптимистичных сценариев не имеют, говорят, что и в июне, и в июле украинцев ожидают графики отключений. "Реальность заключается в том, что не только будет проблема летом, что люди включат кондиционеры, и не только люди, но и торговые, офисные помещения и так далее. Но это совпадет с выходом в ремонтную кампанию нескольких атомных блоков Энергоатома. Поэтому ситуация в июне, в июле, практически на протяжении всего лета, особенно, пожалуй, в июле, в августе, будет, пожалуй, еще более напряженная, чем сейчас", — рассуждает Владимир Омельченко.
В целом эксперты прогнозируют сложную ситуацию в энергосистеме не только на ближайшие три месяца, но и на ближайшие 2 или даже 3 года.
"Общий дефицит на сегодня где-то 2,5 ГВт. Поэтому дефицит на ближайшие полтора-два года должен стать привычным для украинской энергосистемы. Для украинских потребителей так же должно стать привычным ограничение подачи электричества, как минимум, в пиковые часы потребления. А это с 06:30 утра и до 09:30, а вечером где-то с 18:00 до 22:00-23:00 часов. Опять же, надо просто смириться с тем, что 10-15% потребителей будут в режиме отсутствия электричества по полтора-два часа", — говорит Александр Харченко.
Эксперты прогнозируют сложную ситуацию в энергосистеме не только на ближайшие три месяца, но и на ближайшие 2 или даже 3 года.
К сожалению, преодолеть существенный дефицит до начала нового отопительного сезона вряд ли возможно. Однако некоторая помощь энергосистеме, действительно, будет оказана как со стороны международных организаций, так и со стороны правительства и донорских программ. Прежде всего, речь идет о возможном восстановлении части разрушенных блоков ТЭС. Во-вторых, говорят опрошенные Фокусом эксперты, есть надежда на подключение к системе ряда газопоршневых и газотурбинных станций. "Процесс продолжается, помогает USAID, закупили десятки генерационных установок. Небольшой мощности, но все равно это определенная помощь. Также на Харьков идет определенное оборудование от международных донорских организаций. Поэтому ситуация сложная и сейчас будем надеяться, что общими усилиями сможем подготовиться к отопительному периоду и обеспечить необходимый минимум потребностей и населения, и промышленности, но времени осталось не так много", — отмечает Владимир Омельченко.
Еще одна возможность помочь энергосистеме — это ввести в действие закон "О рынке электрической энергии", который был принят в Украине в 2017 году
Однако время играет против украинских потребителей, ведь оборудование поступает медленными темпами, что не позволяет надеяться на улучшение ситуации в энергосистеме уже осенью. К тому же, запланированные газотурбинные установки не имеют достаточной мощности, то есть, их нужно очень много, чтобы снизить дефицит в энергосистеме хотя бы до 1,5 ГВт.
Преодолеть существенный дефицит до начала нового отопительного сезона вряд ли возможно. Однако некоторая помощь энергосистеме, конечно, будет оказана
"Более-менее мощная газотурбинная установка от 30-50 МВт, при том что дефицит в системе сейчас где-то 2-2,5 ГВт. Срок установки такого оборудования — просто установка, когда вы уже все купили, все произведено и так далее — один год. А еще надо купить, а еще срок производства, срок поставки, согласование проекта и так далее. Поэтому ожидать, чтобы заработали какие-то более-менее реалистичные мощности, нужно только весной следующего года — именно тогда начнут входить в работу первые установленные в стране газотурбинные установки. Чуть быстрее можно устанавливать газопоршневые, но они, в принципе, маломощные. То есть здесь речь идет о мощности от одного мегаватта, может, до десяти МВт. Их можно устанавливать быстрее — за три-пять месяцев. Поэтому их можно ожидать уже к зимнему сезону, но их там будет на страну 40-50, может 70 МВт общей мощности", — рассказал Александр Харченко.
Тариф растет. Как и почему изменится цена электроэнергии для населения
В Украине готовится повышение тарифа на электрическую энергию для бытовых потребителей, то есть для населения. Необходимость такого повышения подается в публичном пространстве в связи с уровнем разрушения объектов инфраструктуры, требующих восстановления. Недавно проведенный опрос группы "Рейтинг" показывает, что такое объяснение устраивает большинство потребителей. "Более половины (55%) опрошенных с пониманием относятся к повышению тарифов с целью обеспечения ремонта разрушенных объектов инфраструктуры. В частности 45% опрошенных считают, что для обеспечения ремонтной кампании могут быть повышены тарифы на электроэнергию с учетом материального достатка и объемов потребления домохозяйства, еще 10% — что тариф стоит повысить всем потребителям. Вместе с тем, 40% считают, что повышать тарифы не надо даже в условиях ухудшения ситуации с электроснабжением", — говорится в исследовании.
Эксперты говорят: повышения тарифа не избежать, и уже с июня Кабмин может согласовать новую стоимость света.
40% украинцев считают, что повышать тарифы не надо даже в условиях ухудшения ситуации с электроснабжением
"Изменение тарифа — это один из важных элементов ремонтной кампании. Сейчас население получает бесплатно электрическую энергию, как товар, но нынешний тариф еще покрывает расходы на поставку, распределение и передачу электрической энергии. Это не может продолжаться вечно, и в условиях, когда Энергоатом выходит на ремонт, он потерял ЗАЭС на ближайшее время, кроме того, тепловые электростанции уничтожены, хотя они и не выполняли функции ПСО (специальные обязанности, — Фокус). Все равно это все связано, а также с общим состоянием энергосистемы. Должна работать экономика, никакой бизнес не может развиваться и инвестировать, если тарифы являются убыточными", — считает Владимир Омельченко. По его мнению, на первом этапе могут повысить тариф для населения до 3,5-4 грн за кВт-ч. Одновременно должны быть программы компенсации через субсидии для малообеспеченных, говорит эксперт.
Конечно, кроме повышения тарифа, существует еще одна возможность помочь энергосистеме — это ввести в действие закон "О рынке электрической энергии", который был принят в Украине еще в 2017 году. В таком случае стоимость кВт-ч будет зависеть не от правительственного решения, а от производителей и рыночных цен (именно так сейчас происходит формирование стоимости на рынке для юридических лиц).
Важно Повышение тарифов на электроэнергию: когда и насколько вырастет стоимость света в Украине"Перевод населения на тарифы, соответствующие рыночным или являющиеся рыночными, неизбежен. Если мы хотим, чтобы у нас было электричество, нам придется за него платить. Советское прошлое должно остаться в прошлом. В той ситуации, в которой мы сейчас находимся, никаких шансов на то, что энергетика будет отстроена, и мы в принципе сможем строить необходимые мощности, нет. Поэтому изменения здесь будут. Вопрос в том, в каком формате, как быстро и каким образом они произойдут", — отметил Александр Харченко. Эксперт уверен: повышать тарифы постепенно, что сейчас активно обсуждается во власти, не нужно.
"Надо продумать нормальный сценарий реформы, понять, каким образом будут изменены подходы к тарификации или доформатированию цен для населения, каким образом будет реализована система субсидий. Возможно, договориться с европейскими партнерами о соответствующих фондах поддержки или фонде борьбы с энергетической бедностью, можно называть это, как угодно, но выработать механизм, за счет которого в результате получим нормальную рыночную ситуацию с электричеством, нормальным субсидированием людей. И тогда это откроет путь — в украинскую энергетику придут инвесторы. Потому что сейчас ни один вменяемый западный банк или частный инвестор или международная финансовая организация не готовы интенсивно финансировать восстановление украинской энергетики. А у нас потребность в гигантских объемах, еще раз, 2,5 ГВт — это очень много. И в деньгах это более 2,5 миллиардов долларов, где-то от 2,7 до 3 миллиардов долларов", — пояснил Александр Харченко.
Эксперты также считают, что рост стоимости электроэнергии станет причиной некоторого уменьшения уровня дефицита в энергосистеме из-за более экономного потребления, поскольку, как известно, цена услуги может откорректировать потребительское поведение и способствовать более экономному использованию ресурсов.