От акциза и НДС до военного сбора: как вырастут налоги во второй половине 2024-го
От акциза и НДС до военного сбора: как вырастут налоги во второй половине 2024-го

От акциза и НДС до военного сбора: как вырастут налоги во второй половине 2024-го

Уже сегодня ясно, что стране в этом году не хватает сотен миллиардов гривен на покрытие военных расходов. Так что в середине лета Украине придется вносить изменения в бюджет-2024 и как-то находить дополнительные деньги на необходимые расходы, в первую очередь военные. Об этом в своем телеграме заявил депутат Ярослав Железняк. Путей «найти деньги» не так уж много: либо снижать расходы, либо увеличивать доходы, то есть повышать налоги. 

Повышение акцизов

Главной «налоговой» новостью весны можно назвать проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в части акцизного налога», который правительство одобрило 22 марта. Как пояснили чиновники, пересмотр акцизов обусловлен необходимостью приближения национального законодательства к законодательству Европейского Союза. Это сейчас актуально, учитывая получение Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС.

По плану, повышение акцизов должно произойти уже с 1 июля. В правительстве надеются, что это позволит обеспечить дополнительные поступления в госбюджет во втором полугодии 2024 года. В частности, от операций по реализации горючего планируют дополнительно получить 1,6 млрд грн в месяц: 1,3 млрд грн от акцизного налога и 292 млн грн от налога на добавленную стоимость. От операций по реализации промежуточных продуктов (к ним относятся вина крепленые, вермуты, вина ароматизированные и напитки на основе вина с добавлением спирта или спиртосодержащих настоев. - Авт.) ожидают получить 4,5 млн грн ежемесячно, учитывая объемы реализации, предусмотренные бюджетом-2024.

Законопроектом предусматривается постепенное увеличение ставок акцизов на топливо до 2028 года. В частности, акциз на бензин в Украине планируют увеличить с 213,5 до 359 евро за 1000 литров, на дизель – с 139,5 до 330 евро, на альтернативные виды топлива – с 162 до 272,4 евро, на газ — с 52 до 70 евро.

Рассуждая о «необходимости» роста акцизов, эксперт по вопросам налоговой политики Вячеслав Черкашин назвал обоснование повышения - манипуляцией. Нас пытаются убедить, что рост акцизов на топливо – это правильно и неизбежно на пути в Европу, но это не так.

На сегодня Украине необходимо выполнить обязательства в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС («УА») и требования по подтверждению Украиной своего статуса страны-кандидата в члены ЕС (так называемые «7 критериев на вступление»).

«Однако предложенный правительством рост акцизов на 2024-2028 годы не касается ни первого документа, ни второго, - отметил эксперт. - Сроки имплементации положений Директивы Совета 2003/96/ЕС, содержащей минимальные уровни ставок на топливо, определены «УА» как «постепенно, исходя из будущих потребностей Украины». То есть там вообще нет ничего о 2028 годе, который вдруг стал «целевым». А в «7 критериях», которые были установлены Украине Еврокомиссией для получения статуса кандидата на вступление в ЕС, полная пустота о налогах, тем более о повышении акцизного налога на топливо».

Что касается роста акцизов на алкоголь, то тут мнения экономистов расходятся. В то время как одни считают, что повышение акцизов во время войны спровоцирует рост теневого рынка, другие говорят, что алкогольная отрасль чувствуют себя сегодня довольно неплохо и вполне может платить.

Что касается материальных возможностей потребителей, то, считает экономист Олег Пендзин, рост акцизов на алкоголь скажется на покупателях не так серьезно, как рост акцизов на табак.

- Табачные изделия составляют немалую часть контрабанды из нашей страны, и это беспокоит Европу, - говорит экономист. – Неслучайно увеличение табачных акцизов является одним из условий нашей европейской интеграции. Кроме того, один из структурных маяков МВФ – рост доходов бюджета в этом году на 44 млрд грн. И для того, чтобы этого достичь, есть немало идей: от введения акцизов на сладкую газировку до увеличения налогов для ФЛП.

Рост минималки – рост налогов

С 1 апреля 2024 года минимальная заработная плата в Украине выросла до 8000 тыс. грн, и это последнее повышение минималки в этом году. Вместе с ростом минимальной зарплаты выросли и некоторые налоги.

В частности, увеличился размер единого социального взноса (ЕСВ), который равен 22% от минимальной зарплаты. То есть с 1 апреля 2024 года ЕСВ вырос с 1562 до 1760 грн.

Соответственно, выросла и максимальная база начисления ЕСВ, которая составляет 15 размеров минимальной зарплаты, - с 106 500 грн до 120 000 грн.

В то же время повышение минимальной зарплаты с 1 апреля не повлияло на лимит доходов ФЛП и размер единого налога. Согласно Налоговому кодексу Украины, предельный объем дохода для налогоплательщиков единого налога I-III групп рассчитывается с учетом минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового года.

Предельные размеры дохода для ФЛП с 1 января 2024 года определены такими суммами: 

  • первая группа: годовой доход 1,185 млн грн;
  • вторая группа: годовой доход 5,921 млн грн;
  • третья группа: годовой доход ограничивается суммой 8,285 млн грн.

НСД: рост налогов неизбежен

В конце марта эксперт в налоговой сфере Вячеслав Черкашин проанализировал Меморандум украинского правительства с МВФ. И пришел к неутешительному выводу: ничего хорошего в перспективе этот документ не сулит.

«Токсичная Национальная стратегия доходов (НСД) отныне окончательно «канонизирована», - отметил эксперт. – И нам честно говорят, что НСД с нами будет делать».

В ближайшее время:

  • оценка эффективности налоговых льгот (июль 2024);
  • план цифрового развития ГНС (до конца 2024), постепенная консолидация информационных ресурсов и их администрирование независимым администратором;
  • концепция маскировки данных о налогоплательщиках (для прекращения торговли налоговыми данными);
  • законопроект по имплементации Директивы ЕС по противодействию уклонению от уплаты налогов - EU ATAD, то есть очередное взрывное усложнение администрирования и новые дискреционные права и функции для налоговиков.

В течение следующих нескольких лет:

  • налогообложение выбросов углерода;
  • налогообложение виртуальных активов, что согласовано с правилами ЕС.

В перспективе более двух лет:

  • устранение слишком широких и щедрых упрощенных режимов (речь идет об упрощенке для малого бизнеса);
  • прогрессивный НДФЛ (появится ставка больше 18%);
  • согласование НКУ с директивами ЕС для увеличения поступлений в бюджет НДС и акцизов;
  • реформирование экологического налога и рентных платежей в добывающих отраслях.

В ближайшее время рост налогов достигнет минимум 0,5% ВВП - продолжает работу рабочая группа по формулировке пакета краткосрочных мер мобилизации доходов, пишет Вячеслав Черкашин. В течение 2024-27 годов: мобилизация дополнительных доходов бюджета на уровне 3-4% ВВП, что в целом составит 240-315 млрд грн.

«Каких-либо мер, направленных на снижение налогового бремени, не предусмотрено, - подытожил эксперт. - Полное воздержание от налоговых амнистий, а также от любых налоговых и административных мер, которые могут уменьшить базу налоговых поступлений, и от включения новых категорий налогоплательщиков в существующие льготные режимы».

Кстати

В планах правительства – повысить ставку НДС на 2-3%, а также увеличить с 1,5% до 5% военный сбор. Такую же ставку военного налога в 5% могут ввести и для ФЛПов. Эксперты говорят, что повышение налогов действительно не исключено из-за роста военных расходов.

Пока по поводу повышения указанных налогов идут дискуссии. С одной стороны, они могут принести в казну сотни миллиардов гривен. С другой - ужесточение налогового давления может привести к росту уклонения от уплаты налогов.

В Раду соответствующий законопроект может попасть в конце июня.

Тем временем

От гротескного «налога на бездетность» автор отказался

На днях украинцы бурно обсуждали законопроект авторства нардепа от «Слуг народа» Сергея Гривко, который уже прозвали «налогом на бездетность». В частности, депутат предлагал ввести т.н. «демографический сбор» для украинцев от 21 до 58 лет, причем не только бездетным, но и тем, у кого меньше трех детей.

После шквала обрушившейся критики, в том числе и от главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, сравнившего документ коллеги с налогом, который существовал "в разное время в Риме, фашистской Италии, коммунистической Польше и, бесспорно, в СССР с 1941 года", Гривко отозвал законопроект.

- Уважаемые граждане и друзья. Законопроект 11264 по улучшению демографической ситуации отзываю. Ценю, кто высказался аргументированно, и извиняюсь перед теми, у кого этот законопроект вызвал негатив. Хотя опыт такой был в мире и приносил эффективность. Если общество против даже обсудить эту концепцию, то я его отзываю. С уважением, – написал Гривко.

Но, как отметил Гетманцев, у этого законопроекта есть все «шансы пополнить коллекцию гротескных законодательных инициатив девятого созыва ВР».

Источник материала
loader
loader