Чего боится Путин: кремлевский "фюрер" продолжает чистки генералов и чиновников в надежде выиграть войну
Чего боится Путин: кремлевский "фюрер" продолжает чистки генералов и чиновников в надежде выиграть войну

Чего боится Путин: кремлевский "фюрер" продолжает чистки генералов и чиновников в надежде выиграть войну

После разрешения ряда западных стран, главным образом США и Германии, бить их оружием по целям в приграничных РФ, Кремль прибег к очередному повышению ставок.

Глава оборонного комитета Госдумы Андрей Картаполов заявил, что аэродромы других стран, с которых будут взлетать украинские F-16, затем будут заходить в воздушное пространство Украины и запускать ракеты (наверное по России – ред.) и возвращаться назад, станут "законной целью". При этом Москва прекрасно знает, что разрешение наносить с помощью F-16 удары по российским самолетам и аэродромам непосредственно на территории РФ Запад нам не предоставил.

"Сейчас самое большое стратегическое преимущество Российской Федерации врага над Украиной – это преимущество в небе. В частности, речь идет о ракетных ударах врага", – заявил президент Зеленский на открытии Ukraine Recovery Conference 2024 в Берлине.

При этом Кремль повышает и градус ядерной риторики. На прошлой неделе, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, дискуссию с участием Путина модерировал Сергей Караганов – член научного совета при Совбезе, который недавно вместо Николая Патрушева возглавляет Сергей Шойгу. В статье прошлым летом он предлагал нанести превентивный ядерный удар по Европе, а во время модерации разговора с Путиным на экономическом форуме каждый раз повторял о "ядерном ружье, которое нужно приставить к виску Запада" и "ядерной эскалации, которая может сэкономить большое количество жизней".

Однако самое важное, что было озвучено как Карагановым, так и самим Путиным, — это возможность изменения российской ядерной доктрины, пока не предусматривающей возможности нанести превентивный ядерный удар. Хотя когда это Россия выполняла какие-то свои доктрины или законы, не говоря уже о международных обязательствах? Но, сомнений нет, – это был недвусмысленный очередной сигнал Запада.

Однако означает ли это, что Путин так уверен в победе в этой войне? Настолько прочен фундамент его команды и машины войны, опирающейся на мобилизацию, ослабленную экономику, уже функционирующую на военных рельсах, и помощь Китаю, Ирану, КНДР, Беларуси и других стран, помогающих России обходить западные санкции? Может быть, не все так хорошо? Иначе Путин бы не начал масштабные чистки среди российских генералов, непосредственно вовлеченных в войну против Украины, в Минобороны и среди высокопоставленных приближенных к нему чиновников.

С какими проблемами сталкивается Путин? Может ли упасть его машина войны, как карточный дом? Но зачем Кремль продолжает чистку в Минобороны? Может, Путин боится очередного мятежа? Об этом читайте в тексте экспертов программы российских и белорусских студий Совета внешней политики "Украинская призма" Ярослава Черногора и Антона Оксентюка для ТСН.ua.

Генералопад: чистки в Минобороны РФ

Для Путина эта война превратилась чуть ли не в единственную причину функционирования всего государства. Некоторым образом можно сказать, что путинская Россия наконец-то смогла найти для себя идеологию, поиском которой Кремль занимался более 20 лет. Теперь российский диктатор руководит страной только ради желания захватить Украину. Его риторика за два года трансформировалась в веру, что от этой войны зависит будущее всей России, а без победы страну ждет конец. Именно это базис всех решений Путина. А отставками больших чиновников и генералов он желает вернуть эффективность своей армии.

Мы можем наблюдать, как сегодня российская армия не способна эффективно функционировать без радикальных изменений в работе собственного военного аппарата, хотя и имеет преимущество на поле боя за счет большего количества солдат, вооружения и техники. Огромный военный бюджет разворовывается на всех уровнях. Силы, которые они собирали в течение месяцев и бросили на захват Харьковщины, себя не оправдали, хоть и заставили Украину перебросить на Харьковщину свои резервы, которых и так не хватает. Вероятно, именно этот провал стал катализатором решения Путина начать кадровые изменения.

Причиной может стать еще и то, что Москва готовится к новой волне мобилизации. Первая волна, которую Россия провела в сентябре 2022 года, продемонстрировала неэффективность Минобороны. Путин не хочет, чтобы это повторилось. Поэтому перед диктатором встает задача – найти способ решить проблему неэффективности армии. Недавно в России приняли новое законодательство, усилившее эффективность призыва, полностью переведя его в онлайн режим и ограничив призывников в правах. Однако, очевидно, что этого недостаточно, нужны кадровые изменения.

"Генералопад" начался еще полтора месяца назад. Тогда в российской политической среде произошел настоящий политический "взрыв". Стало известно о задержании Тимура Иванова, заместителя и одного из ближайших соратников тогда еще министра обороны Сергея Шойгу. В России это событие стало номером один на ближайшую неделю, ведь арест Иванова, до сих пор находящийся в СИЗО, произошел по бессмысленной для российского политикума причине, — коррупцию. То, что все чиновники РФ воруют деньги всегда было "секретом Полишинеля", ведь это была цена лояльности Кремлю. Если появлялись новости о задержании какого-нибудь генерала или чиновника, это было следствием внутренней аппаратной борьбы, но отнюдь не стремление побороть коррупцию.

Тимур Иванов был под патронажем Шойгу – близкого соратника Путина. Все прекрасно понимали, что без его разрешения и указа подобный шаг не мог состояться, поэтому сигнал Шойгу, что тот может покинуть свой пост. Так и вышло. В мае в России произошли масштабные перестановки в правительстве, Совбезе и АП. Шойгу уволили и перевели на должность секретаря Совбеза вместо Николая Патрушева, теневого лидера всех силовиков в России, ставшего помощником Путина.

Минобороны, потерявшее своего главного патрона, сразу столкнулось с крупнейшими в истории современной России чистками. Ежедневно начали появляться новости о новых арестах и отставках в министерстве и армии. Были уволены или арестованы: заместитель министра обороны Юрий Садовенко; начальник главного управления кадров Минобороны Юрий Кузнецов; начальник главного управления связи Минобороны и заместитель начальника Генштаба Вадим Шамарин и другие.

Фактор страха: роль ФСБ и Патрушева

Сегодняшняя ФСБ – это сильнейший инструмент контроля российского диктатора не только за собственным населением, но и всем государственным аппаратом чиновников. На целый ряд уволенных высокопоставленных должностных лиц Минобороны РФ и армейских командиров ФСБ возбудила уголовные дела. Речь в частности о другом близком соратнике Шойге, его тогдашнем заместителе Руслане Цаликове. А, например, Вадим Шамарин вообще был заместителем Герасимова, управляющим всеми операциями против Украины. Поэтому ФСБ в лице ее директора Александра Бортникова воспользовались ситуацией, сильно увеличив свое влияние.

Что касается Герасимова, то его может постичь та же участь, что и Шойгу. Арест ареста последнего, Тимура Иванова, тоже поначалу не означал отставку самого министра, но это стало открытым сигналом. То же касается и Герасимова, который в будущем может потерять свою власть. Разница лишь в том, что Путин не может просто так снять начальника Генштаба, ведь это приведет к вакууму управления во время активных боевых действий, в отличие от должности министра обороны.

Реальной неожиданностью стала "отставка" Николая Патрушева. Бывший директор ФСБ на протяжении многих лет воспринимался одним из самых доверенных и приближенных к Путину силовиков, чье мнение было важным. За время работы в должности секретаря Совбеза Патрушев превратил его в еще один силовой орган. Путин доверял Патрушеву самые важные контакты с западными представителями. Именно его разговор с директором ЦРУ Уильямом Бернсом в Москве накануне войны доказал американцам, что вторжение неизбежно.

Тот факт, что Патрушев покинул пост секретаря Совбеза и перешел на работу помощником президента в АП, вызывает наибольшие вопросы. Мы не можем точно сказать, почему Путин принял такое решение, ведь бывший секретарь Совбеза не был публичным лицом и не отвечал за непосредственное управление армией, ее оснащением или силовыми органами. При этом существует факт, который может опровергнуть, что Патрушев попал в опалу к Путину. Его сын, Дмитрий Патрушев, в результате кадровых перестановок в правительстве пошел на значительное повышение, но с позиции министра с/х стал новым вице-премьером. Маловероятно, что Патрушев-младший получил бы такую должность, если бы его отец потерял доверие президента. Не следует исключать вариант, при котором Николай Патрушев уволил место секретаря Совбеза только ради того, чтобы Путину было куда посадить Шойгу.

Личный солдат Путина: ставка на экономику

Подобное еще никогда не происходило в путинской России. Российский диктатор всегда славился своей готовностью прощать любые провалы своих друзей и близких соратников, ведь его главным критерием оказания кому-то высокой должности была абсолютная лояльность. Этот факт еще больше удивляет, когда мы видим очередную новость об аресте еще одного генерала или отставку чиновника, десятилетиями проработавшего рядом с Путиным. Сразу возникает подозрение, не боится ли Путин нового "марша на Москву" армейских генералов.

По этой же причине Путин поставил нового министра обороны экономиста Андрея Белоусова. До своего "повышения" он занимал должность первого заместителя премьера, являясь едва ли не вторым человеком в правительстве. Как и ряд других чиновников, он был одним из тех, кто не дал российской экономике упасть в первые месяцы полномасштабного вторжения. Белоусов – представитель идеологии "суверенизации" экономики, то есть контроля со стороны государства, с репутацией "личного солдата" Путина. Его основной миссией в должности министра обороны является эффективное налаживание работы российского ВПК, его масштабирование и привлечение дополнительных средств. Белоусов должен провести аудит бюджета всего Минобороны РФ, который с началом войны против Украины стал просто огромным. Путин понимает, что министерство разворовало эти средства. В его видении это была одна из основных причин неудач русской армии. Именно оснащение и количество людей, а не тактика ведения боевых действий, усматривается диктатором тем звеном, которое должно привести его к победе.

Неудивительно, что чистки коснулись не только военного руководства. Андрей Турчак, высокопоставленный чиновник, с 2017 года являвшийся генсеком путинской партии "Единая Россия", тоже неожиданно потерял должность. Причиной, вероятно, стала его деятельность в должности главы рабочей комиссии по вопросам войны, которую в свое время приказал создать Путин. Эта комиссия готовила доклады для президента по ситуации на фронте. На фоне чисток основной причиной его "перевода" на должность губернатора Республики Алтай усматривается самое возможное умалчивание проблем на войне. Путин ищет причину недостаточной эффективности армии и продолжает это делать.

Угрозы для Украины: при чем здесь переговоры

Описанные факты приводят нас к простому выводу: Путин не собирается прекращать войну, а будет увеличивать масштабы боевых действий. Ведь нынешние репрессии настроены именно на борьбу с неэффективными чиновниками. То же касается и потенциального масштабирования российского ВПК. Даже при Шойге русская армия за время войны смогла нарастить производство боеприпасов в несколько раз. Сами россияне признают, что объем вовлеченности всего производственного потенциала России и ее мощностей находится на рекордных уровнях и достигает 84%. Выше этого увеличивать эти мощности будет очень тяжело. Но похоже, что для Путина это не проблема. Россия планирует повысить уровень выпуска вооружения и боеприпасов. Остановить эту "машину" означает ударить по всей российской экономике, которая полностью настроена на нужды войны.

Таким образом, заявления Москвы о переговорах, постоянное продвижение в медиа нарратива о необходимости вернуться к "стамбульским договоренностям", имеют целью единственную возможную цель — получить время для более спокойного перевооружения и подготовки армии к продолжению боевых действий на лучших позициях. В общем формате это означает введение "перемирия" без предохранителей (например, кто будет контролировать режим прекращения огня и т.д.), как первый этап возможных переговоров, который также продвигает Китай. Украине ни при каких условиях не следует соглашаться на это.

Источник материала
loader
loader