Почти два года назад я писал о корпоратизации НАЭК "Энергоатом" и о том, для чего на самом деле руководство энергетической отрасли Украины ее инициировало именно сейчас, когда война и 43% установленной мощности компании (Запорожская АЭС) находятся на оккупированной территории:
Самому процессу корпоратизации НАЭК "Энергоатом" более 20 лет, однако необратимым он стал после подписания в 2013 году Гарантийного соглашения между Украиной и ЕБРР по проекту повышения безопасности АЭС Украины.
В этом соглашении Украина обязалась провести корпоратизацию Энергоатома еще до конца 2016 года согласно дорожной карте, согласованной с ЕБРР, при этом консультанта (Deloitte) выбрал и профинансировал сам ЕБРР из собственных источников.
Однако, не дождавшись окончания бесконечного процесса корпоратизации, в 2021 году уже Международный валютный фонд выдвинул Украине условие продолжения финансирования - корпоратизацию НАЭК "Энергоатом" и избрание Наблюдательного совета по прозрачной процедуре до мая 2022 года (структурный маяк)
Напомню, что после корпоратизации компании и перехода ее собственности в ЧАО со 100% государственной собственностью начинает действовать Закон Украины "Об акционерных обществах", где ст. 51 предусмотрено создание Наблюдательного совета, который "осуществляет защиту прав акционеров общества и в пределах компетенции, определенной уставом и настоящим Законом, осуществляет управление акционерным обществом, а также контролирует и регулирует деятельность исполнительного органа".
И вот этот день настал - 5 февраля 2024 года Министерство экономики Украины объявило конкурс на должность независимых членов Наблюдательного совета с пафосным шлейфом – "приведение корпоративного управления АО "НАЭК "Энергоатом" в соответствие с международными стандартами является ключевым шагом для повышения эффективности процессов и прозрачности принимаемых решений, а также для усиления независимости энергетического сектора украинской экономики".
На самом деле все усилия Министерства энергетики Украины были заточены на то, чтобы не менять реальную систему управления активами и не потерять контроль над финансовыми потоками предприятия.
Основной задачей формирования Наблюдательного совета (исходя из самого объявления) является создание органа управления акционерным обществом преимущественно из лиц, имеющих опыт работы в субъектах хозяйствования государственного или частного сектора экономики в сфере атомной энергетики и опыт обеспечения ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации атомных электростанций.
Итак, Наблюдательный совет должен быть сформирован из 5 членов в целом, 3 из которых независимые члены, а 2 - представители государства.
Лояльность "представителей государства" к команде Галущенко вряд ли вызывает сомнения, поэтому остановимся на трех "независимых членах". Каждый из них должен иметь опыт, компетенции и профессиональные навыки преимущественно в сфере атомной (ядерной) энергетики, которые существенно отличаются от тех, что есть у других членов Наблюдательного совета.
В положении указано, что Наблюдательный совет формируется по принципам: независимости, профессионализма, компетентности, разнообразия, эффективности, прозрачности.
Я сам принял участие в "конкурсе", поэтому могу рассказать, как это выглядит на практике.
Всех кандидатов, подавших свои заявки на должности членов наблюдательного совета, условно поделили на "своих", "врагов" и "нейтральных".
Понятно, что я попал в категорию "врагов", которых нужно было "отсеять" уже на первом этапе. Несмотря на очень сильные документы (с рекомендациями от НКРЭКУ, НЭК "Укрэнерго", ГУР МО, профильных ассоциаций и т.д.) и хорошо проведенного собеседования (под запись) из максимальных 40 баллов я получил лишь 21.
Как вы можете сами убедиться, необходимые компетенции, которые должны быть у кандидата в члены Наблюдательного совета, в положении к конкурсу прописаны достаточно тщательно. Они включают навыки управления изменениями в энергетическом секторе, глубокие знания в сфере финансового планирования, юридического сопровождения процессов, корпоративного управления, понимание работы европейских институтов в ядерной отрасли и тому подобное.
Логично было бы предположить, что в случае отказа конкурсная комиссия пропишет конкретные аргументы относительно соответствия по каждой из этих категорий.
Вместо этого я получил "универсальный" шаблон отказа, который можно отправлять в любом случае - то ли из-за несоответствия на должность члена Наблюдательного совета, то ли из-за недостаточной длины меха для участия в выставке собак. Вот этот вердикт дословно:
"После тщательной оценки заявок всех кандидатов было определено, что некоторые из кандидатов имеют большее соответствие компетенциям и качествам, определенным для роли независимого члена Наблюдательного совета НАЭК "Энергоатом".
Ну вы поняли - мех у кого-то просто длиннее ...
Поэтому я, через своего адвоката, подал адвокатский запрос с требованием предоставить мне то, что конкурсная комиссия и так должна была предоставить по закону, а именно:
- документальную информацию, которая подтвердит мое несоответствие критериям требований члена Наблюдательного совета;
- положения действующего законодательства, которыми руководствовалась комиссия при определении моего несоответствия на должность члена Наблюдательного совета;
- пакет документов с разъяснением методики оценки, протоколами и пояснениями к ним.
Я получил ответ на этот запрос - он представляет собой просто скопированный текст из объявления об отборе, которое в тексте есть выше - никто заморачиваться не стал.
Такой уровень коммуникации компании, осуществляющей отбор в Наблюдательный совет из одной из крупнейших государственных компаний Украины. Кстати, украинское подразделение компании Amrop ("DG Executive Search") существует неполные 2 года - интересно, по каким критериям и среди кого выбирали ее?
В подтверждение того, что конкурсная комиссия сразу же отшила "пул неугодных" приведу еще один результат глубоко уважаемого мной Николая Штейнберга, который получил на 3 балла больше меня - 24 балла.
Николай Александрович имеет более 50 лет опыта работы в энергетической отрасли, был главным инженером Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах и первым председателем Государственного Комитета Украины по ядерной и радиационной безопасности (Госатомрегулирования), с 2011 года участвует в международной группе экспертов по ликвидации аварии на АЭС Фукусима, но .... не попал даже во второй тур отбора, потому что публично критикует действия вороватого и умственно отсталого руководства НАЭК "Энергоатом".
Это яркое подтверждение того, что на самом деле уровень компетентности не интересен никому, главная "добродетель" кандидата - лояльность к правящей деркачевской команде.
Для чего же они на самом деле проводили этот "конкурс"?
Для того, чтобы назначить "своего" (оставить действующего) председателя правления, подписать с ним контракт и "защитить" подконтрольный НАЭК "Энергоатом" от вмешательства государства. То есть по сути Наблюдательный совет будет выступать некой "прослойкой" между государством и управляющим исполнительным органом - Правлением.
Поэтому галущенко-деркачевский клан стремился протащить в Наблюдательный совет как минимум одного лояльного себе кандидата в качестве независимого члена.
Вместе с двумя представителями государства в Наблюдательном совете это позволит получить большинство и соответственно - полный контроль над структурой, которая должна назначить новых членов Правления (любым способом сохранить полезного идиота Котина).
Кто же они – "победители-счастливчики"?
Роль "независимых членов" в этом сезоне будут выполнять:
- Тимоти Джон Стоун - независимый директор Horizon Nuclear Power и председатель Ассоциации ядерной промышленности Великобритании;
- Ярек Неверович - главный советник президента Литвы, экс-министр энергетики;
- Майкл Эллиот Кирст - экс-топ-менеджер Westinghouse Electric Company.
Представителями государства будут:
- Тимофей Милованов - президент Киевской школы экономики, экс-министр экономики, торговли и сельского хозяйства;
- Виталий Петрук - экс-глава Государственного агентства по руководству зоной отчуждения.
К британцу Тимоти Джону Стоуну вопросов нет, от настоящий независимый член, функция которого осветить перед всем цивилизованным миром то безобразие, которое будет происходить в компании в дальнейшем.
Литовец Ярослав Неверович больше работал дипломатом, его имя мало кому известно в энергетической сфере, такой себе "ноунейм". Есть разные слухи о его связях с Германом Галущенко, но доказательств никаких нет, война план покажет, пусть будет условно независимым членом.
Среди всех "независимых" счастливчиков особенно интересной выглядит фигура Майкла Кирста. В недалеком прошлом он занимал должность вице-президента Westinghouse Electric Company. Это тот, кто в 2016 году уверял: реальная диверсификация в атомной энергетике началась при Януковиче
Известно, что Westinghouse давно сотрудничает с НАЭК "Энергоатом". Недавно Министерство энергетики заявило о начале строительства двух атомных блоков по технологии АР1000 от этой компании. Цивилизованный мир расценивает такую ситуацию как конфликт интересов, но деркачатам похеру ...
А вот на места представителей государства Министерство энергетики имени Галущенко пролоббировало гарантированно лояльных людей:
Тимофей Милованов - профессиональный функционер, лояльный к Офису Президента, кочевал по Наблюдательным советам различных госкомпаний. Именно KSE Милованова рисует все презентации Минэнерго для Лугано, Лондона и Берлина. Кроме этого, Галущенко и Милованов являются близкими друзьями еще со времен пребывания Милованова на посту министра.
Фигура Виталия Петрука еще интереснее. Умный, соблюдающий субординацию, прирожденный чиновник. Его карьера развивалась очень стремительно - после выпуска 2001 года почти сразу попал в секретариат Кабмина и дослужился там до помощника вице-премьер-министра. Затем в 2005 г. устроился в НАК "Энергетическая компания Украины", где был помощником президента компании, главой секретариата. Успел также поработать в Государственном управлении делами, с 2008 по 2010 годы входил в Наблюдательный совет НАК "Надра Украины". В декабре 2015 года стал Председателем Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения и проработал там почти четыре года, до октября 2019 года. После его увольнения ГБР начало расследование относительно его злоупотреблений. В материалах ГБР говорится о том, что своей стремительной карьерой Виталий Петрук обязан генералу СБУ Андрею Наумову (связан с Андреем Деркачем, подозревается в государственной измене, задержан в Сербии, ждет экстрадиции в Украину).
Вот такой "независимый" Наблюдательный совет организовал себе Галущенко ...
И Кабинет Министров Украины такой состав ему позволил согласовать ...
В итоге, Галущенко имеет гарантированное большинство в Наблюдательном совете. Это Кирст, Милованов и Петрук. Голоса Неверовича (под вопросом) и Стоуна не имеют никакого значения, потому что они в меньшинстве.
Итак, все пешки стали на свои места и будут добросовестно выполнять приказы деркачевской организованной преступной группировки.
На этот раз хэппи энда не будет - кейс с Наблюдательным советом НАЭК "Энергоатом" народ Украины проиграл ...
Ст. 3 Конституции Украины гласит: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед Человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства".
Далее, ч. 2 ст. 5 Конституции Украины указывает: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ". Поскольку источником власти является народ, то систематическое нарушение прав и свобод граждан Украины государственными органами является незаконным присвоением и захватом власти, принадлежащей народу, должностными лицами государственных органов.
В пп. 3,4 ст. 5 Конституции Украины отмечается: "Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть".
Гражданам Украины, которые реализуют свое неотъемлемое право на восстание, не может быть инкриминирована ст. 109 Уголовного кодекса Украины ("Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти"), - поскольку право на восстание реализуется не с целью свержения или насильственного изменения конституционного строя, а с целью его сохранения.
Помните об этом, когда в очередной раз деркачевская преступная группировка выпустит очередной очковтирательский релиз об "успешном успехе" строительства очередных атомных блоков на российских реакторах.
Помните об этом, когда вы будете существовать без энергоснабжения уже не по 6-8, а по 14-18 часов в сутки, зимой этого года …
Вспоминайте обо всем этом с особым теплом, потому что это единственное, что будет согревать вас тогда ...
А Галущенко просто разведет руками и скажет: "Ну не шмагла я... не шмагла"...
Запомните этот твит!
--------------------------------------------------------------
Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко с Виктором Куртевым по теме треша в украинской энергетике.