Доступные кредиты «5–7–9»: масштаб кредитования превысил возможности государства
Доступные кредиты «5–7–9»: масштаб кредитования превысил возможности государства

Доступные кредиты «5–7–9»: масштаб кредитования превысил возможности государства

Доступные кредиты «5–7–9»: масштаб кредитования превысил возможности государства

Программа льготных кредитов «5–7–9» загоняет государство в долги, не принося ожидаемых экономических эффектов. Так бывает, когда заканчивается экономика и начинается популизм.

В последнем отчете НБУ о финансовой стабильности отдельная глава посвящена программе «Доступные кредиты 5–7–9%». Дипломатично отмечается, что программа сыграла важную роль в поддержке клиентов в критические периоды, в частности в 2022 году после начала полномасштабного вторжения России, а потом следует ожидаемое «однако». Цитируем: «Однако ее масштаб превысил возможности государства, поэтому возник значительный долг перед банками».

В начале 2024 года долг государства по компенсациям банкам — участникам программы «5–7–9» составлял 7 млрд грн, к началу июня несколько сократился до 5,8 млрд. Из-за периодических задержек с финансированием программы возникла неопределенность и для банков, и для заемщиков. Банки уже не спешат кредитовать по программе из-за имеющихся долгов перед ними. А заемщики не стремятся заключать сделки вне программы, надеясь воспользоваться ее льготными условиями. Как следствие, заключение новых соглашений и пролонгация старых приостановились, кредитование замедлилось.

НБУ также отмечает, что в течение 2022–2023 годов правительство 16 раз вносило изменения в программу, в основном повышало кредитные лимиты и расширяло перечень направлений кредитования. И вот что имеем на сегодняшний день: государственную поддержку может получить весьма широкий круг заемщиков независимо от их реальной потребности в государственной помощи.

Приобретая заем, клиент часто отдает предпочтение банкам, которые быстрее принимают решение. Это побудило банки упростить процедуры согласования кредитов по программе. В результате такого упрощения иногда меньше внимания уделяется оценке способности должника вернуть кредит.

Здесь вырисовалась еще одна проблема, логически следующая из самой идеологии программы «5–7–9»: по условиям программы банк перестает получать компенсацию процентов в случае нарушения клиентом условий кредитного договора. Поэтому иногда финучреждения заинтересованы не признавать кредит проблемным как можно дольше.

Тем не менее показатели платежеспособности заемщиков в программе удовлетворительные. Доля неработающих кредитов за период полномасштабной войны выросла с менее 1% до терпимых 8%. У заемщиков вне программы этот показатель был выше.

Портфель субсидированных программой займов с начала полномасштабного вторжения вырос более чем вдвое и составлял 129 млрд грн в начале июня 2024 года. Стоимость кредитов для клиентов сохранялась крайне низкой даже в период, когда рыночные ставки росли. Так что программа становилась все более дорогой для государства. Ее бюджет не был рассчитан на подобную динамику.

Прогноз НБУ неутешителен: в случае сохранения широкого доступа к программе долг государства перед банками продолжит расти. Решить проблемы точечными мерами невозможно. Программа требует фокусировки и фундаментальных изменений, которые смогут исправить накопленные дисбалансы.

Механизм действия программы неизменен от ее начала. Банк устанавливает по займу базовую ставку, которая является суммой украинского индекса 3-месячных розничных гривневых депозитов (Ukrainian Index of Retail Deposit Rates — украинский индекс ставок по депозитам физических лиц, или UIRD) и фиксированного условиями программы спреда. Базовая ставка пересматривается раз в квартал при изменении UIRD. Должник платит фиксированную компенсационную ставку, которая значительно ниже базовой. Разницу (базовая минус компенсационная ставка) банку выплачивает Фонд развития предпринимательства за счет бюджета.

«В целом нет оснований утверждать, что программа способствует более высокой операционной эффективности компаний, которые пользовались субсидиями, что является одной из заявленных целей программы», — констатирует НБУ.

Бюджетные ограничения и ряд дисбалансов в программе побуждают к изменению ее дизайна. В частности, в апреле было ограничено использование программы для субсидированного кредитования на пополнение оборотных средств — лимиты по неприоритетным направлениям снизились с 60 млн грн до 5 млн. Также на 3–5 процентных пунктов была снижена допустимая маржа банков сверх индекса UIRD. Эти изменения в перспективе уменьшат нагрузку на бюджет, но не решат всех проблем. Для дальнейшего совершенствования программы необходимы следующие шаги:

  • постепенно сосредоточиться преимущественно на инвестиционных проектах;
  • кредиты на пополнение оборотных средств предоставлять только отдельным категориям клиентов, например, бизнесу, который имеет потенциал для восстановления, но финансовые показатели которого из-за военных потерь не позволяют обслуживать кредит на рыночных условиях;
  • банки должны регулярно оценивать соответствие клиентов условиям доступа к программе, усилить внимание к оценке платежеспособности клиентов при пролонгации.

Вышеупомянутые шаги сфокусируют программу и вернут ее к первоначальному формату.

Тем не менее Нацбанк признает, что в первый год полномасштабной войны программа «Доступные кредиты 5–7–9%» сыграла критически важную роль для поддержки бизнеса. Она сделала банковское финансирование доступным. В 2022 году, несмотря на глубокий экономический кризис, кредитование продолжалось именно благодаря государственной поддержке.

Итак, НБУ для снижения нагрузки на бюджет предлагает при принятии решений о предоставлении льготных займов сфокусироваться на бизнесе, который имеет потенциал для восстановления, а также усилить внимание к оценке платежеспособности клиентов.

Но вот какое заявление сделал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на заседании Кабинета министров, состоявшемся 18 июня:

«Сегодня правительство принимает постановление, которым расширяет сферу действия кредитной программы «5–7–9». Теперь доступные кредиты можно будет получить на строительство и обустройство газотурбинных, газопоршневых и биогазовых генерационных установок.

Доступ к ликвидности является ключевой предпосылкой реализации таких проектов по децентрализации энергосистемы. В совместной работе с Нацбанком прорабатывается программа беспроцентного кредитования для установки домохозяйствами солнечных панелей и ветровых установок (выделено мною. — В.К.), чтобы люди обеспечили себя и даже реализовали излишек электроэнергии в общую сеть».

Явно ощущается некий диссонанс: НБУ настаивает на фокусировке программы «5–7–9», чтобы снизить давление на бюджет, премьер-министр же заявляет о ее расширении. Впрочем, строительство генерационных установок вполне подпадает под приоритетные направления, даже критически важные для льготного кредитования, если не произойдет дальнейшего распыления бюджетных средств.

Источник материала
loader