Разговоры о повышении налогов из-за нехватки денег в бюджете ходят не первый месяц. При этом Верховная Рада нашла возможность увеличить зарплаты помощникам народных депутатов. Сумма не астрономическая, но в условиях войны решение вызывает много вопросов. Фокус разобрался, за чей счет увеличат зарплаты госслужащим.
Верховная Рада Украины приняла постановление, увеличивающее зарплаты помощникам народных депутатов. Теперь на содержание штата потратят 132,6 тысяч гривен в месяц, ранее сумма составляла 88,4 тысяч гривен. Согласно законодательству, каждый депутат может нанять по трудовому договору до четырех помощников.
Проведя элементарные вычисления, получаем, что на одного помощника в месяц потратят 33 150 гривен. С одной стороны сумма небольшая, но с другой в условиях тотального недостатка денег в бюджете из-за трат на оборону и постоянное желание властей повышать налоги, постановление может выглядеть неэтично.
По состоянию на 17 июля в парламенте из 450 остался 401 депутат. На 1 июля 2024 года общая численность помощников народных депутатов девятого созыва составила 4388 человек. По срочному трудовому договору работает 1053, еще 3335 человек — на общественных началах. Итоговая сумма затрат на полный штат помощников — около 54 млн гривен в месяц.
В соответствии с законом Украины "О статусе народного депутата Украины", депутат вправе иметь до 31 помощника. Фонд оплаты труда распространяется лишь на работающих по трудовому договору.
Отказ от увеличения зарплаты помощникам приведет к "потере устойчивости системы сопровождения законотворческого процесса и усложнит содержание профессионального персонала", объяснили инициативу авторы документа.
Откуда берут деньги на зарплаты помощникам депутатов?
Опрошенные Фокусом народные депутаты уверяют, что деньги на увеличение оплаты труда помощникам нашли благодаря экономии издержек на зарплаты 49 депутатам, сложивших полномочия. По сути, говорить о дополнительной нагрузке на украинский бюджет не приходится, рассказывает Фокусу первый замглавы Комитета по вопросам регламента, депутатской этики и организации работы Рады Сергей Евтушок.
По закону помощники, работающие по трудовому договору и получающие зарплату, не могут заниматься другими видами деятельности. Для четырех помощников их вид заработка является основным.
Кроме этого, важно учитывать увеличение минимальной заработной платы и прожиточного минимума в Украине. Коэффициенты по всем зарплатам для госслужащих автоматически стали больше, уверяет политик.
"Без дополнительной нагрузки на бюджет, в пределах пересчета сметы расходов на аппарат Верховной Рады мы решили увеличить фонд содержания помощников", — комментирует он.
По словам Евтушка, квалифицированного специалиста сейчас трудно найти. Условия работы помощников также нелегкие: график ненормированный, часто приходится ночью работать из-за аврального режима функционирования парламента во время войны. Частые блэкауты накладывают дополнительные сложности.
"Приходится разбираться с материалами ночью перед заседанием, все надо отработать, подготовить экспертные выводы, поднять нужную литературу", — объясняет политик
Инициатор постановления, глава Комитета Рады по социальной политике и защите прав ветеранов Галина Третьякова подсчитала, что фонд оплаты труда помощников нардепов в 6-8 раз меньше зарплат работников аппарата парламента.
"Оплата госслужащих ВРУ на одном из самых высоких уровней в стране и почти вдвое выше, чем в Офисе президента или любом министерстве. Принятое постановление не увеличивает бюджет, а лишь перераспределяет средства от "олигархов" в госслужбе в пользу работающих в патронатной службе", — сообщает нардеп Фокусу.
Условия увольнения в патронатной службе не предусматривают предупреждений, отсутствуют многие виды компенсаций, к примеру, за интенсивность труда, рабочий график более 40 часов в неделю и почти полное отсутствие отпуска.
Источники Фокуса в парламенте подтверждают условия работы патронатной службы нардепов на "птичьих правах". Увольняются помощники простым заявлением, их трудовые права не защищаются и возобновиться на работе через суд они не могут.
"Некоторые лица готовы доплачивать за получение удостоверения помощника, так как можно беспрепятственно входить в комитеты, министерства и решать свои вопросы. Периодически разные лица интересуются, как можно попасть во внештатные помощники", — подчеркивает собеседник.
"Дешевые чиновники обходятся стране дорого"
Проработавший помощником народного депутата в период с 1998 по 2002 годы при президентстве Леонида Кучмы глава Центра "Эйдос", политолог Виктор Таран считает, что ничего так дорого не обходится государству, как "дешевые чиновники". Следствие экономии на зарплатах — плохие управленческие решения и отсутствие реальных специалистов в госсекторе.
"Частные компании предлагают намного выгоднее условия опытным юристам, а постановление повышает вознаграждения до уровня чуть более 600 долларов с вычетом налогов. Нужно понять, что без качественных помощников проекты решений, анализ законов и прочая депутатская деятельность практически обнулится", — замечает специалист в беседе с Фокусом.
Как говорит Таран, депутату придется искать другие источники доходов на содержание квалифицированного штата помощников. Достойный уровень зарплаты для помощников, по оценкам Тарана, стартует от 1 000 долларов. При таких условиях у отвечающих за формирование законодательства не появится соблазн вносить пункты с коррупционными рисками.
"Зарплаты депутатов в странах Европы стартуют от 5 тысяч евро, а их помощников — от 800 до 1200 евро. Если в Украине будет хотя бы 600 долларов, это уже шаг вперед. Обществу важно продемонстрировать подотчетность и прозрачность трат: кто, что, где, куда и как", — заключает политолог.
Фокус ранее писал, почему задерживают выплаты зарплат военным. Минимальная заработная плата у солдат ВСУ – 20 100 гривен.