Свердловский областной суд приговорил журналиста The Wall Street Journal Эвана Гершковича к 16 годам в колонии строгого режима по обвинению в “шпионаже”. Об этом сообщили на сайте американской газеты, а также ВВС.
Обвинение просило для 32-летнего гражданина США более длительный срок — 18 лет лишения свободы. Максимальное наказание, которое предусмотрено российским Уголовным кодексом за шпионаж (ст. 276) — 20 лет лишения свободы.
Зачитав постановление, судья спросил Гершковича, понял ли он. Гершкович, стоявший на скамье подсудимых и одетый в темную футболку, ответил кивком. Он коротко помахал рукой, прежде чем его увели сотрудники службы безопасности.
- Это позорное, фиктивное осуждение последовало за тем, как Эван провел 478 дней в тюрьме, незаконно задержанный, вдали от семьи и друзей, лишенный возможности писать статьи, и все это за то, что он выполнял свою работу журналиста. Мы продолжим делать все возможное, чтобы добиться освобождения Эвана и поддержать его семью. Журналистика — это не преступление, и мы не успокоимся, пока он не будет освобожден. Это должно закончиться сейчас, — говорится в заявлении Альмара Латура, генерального директора Dow Jones и издателя The Wall Street Journal, и главного редактора Wall Street Journal Эммы Такер.
Редакция назвала решение "ошибочным" и отметила, что власти США также осудили фиктивное судебное разбирательство. Газета отметила, что российские власти ложно обвинили репортера в шпионаже, а суд был поспешном и секретным.
- Пятничный вердикт суда — после трех дней слушаний — широко рассматривался как предрешенный, поскольку оправдательные приговоры в российских шпионских процессах чрезвычайно редки. Гершковичу предоставили лишь немногие из мер защиты, которые обычно предоставляются обвиняемым в США и других западных странах, — говорится в статье.
Заседания суда проходили в закрытом режиме — на них присутствовали только судья, прокурор, подсудимый и его адвокаты. Накануне начала процесса прессу допустили в зал заседаний на несколько минут для фото- и видеосъемки. Гершкович, с обритой головой, приветствовал коллег улыбкой, но не стал отвечать на вопросы.
Российские власти не представили публичных доказательств в поддержку своих обвинений. Представитель суда заявила, что Гершкович не признал вину.
Эвана Гершковича задержала ФСБ в Екатеринбурге в марте 2023 года. По версии обвинения, Гершкович «по заданию ЦРУ в марте 2023 года собирал в Свердловской области секретную информацию о деятельности оборонного предприятия АО „НПК „Уралвагонзавод“ по выпуску и ремонту военной техники» и делал это «с соблюдением тщательных мер конспирации».
По словам работавшего с Гершковичем в паре фотографа, репортер собирал материал для статьи о том, как воспринимают войну люди в российских регионах, для чего посетил Екатеринбург и Нижний Тагил и планировал поехать в другие города.
Гершкович содержался в печально известной московской тюрьме «Лефортово», где Россия держит политических заключенных со времен Советского Союза. Его перевели в Екатеринбург для суда.
В феврале президент России Владимир Путин дал понять, что он открыт для обмена и упомянул Вадима Красикова, оперативника ФСБ, который отбывает пожизненное заключение в Германии за убийство чеченского эмигранта в Берлине в 2019 году.
Гершкович стал первым американским журналистом в новейшей российской истории, обвиненным в шпионаже.
- В марте 2022 года российские оккупанты убили в Ирпене журналиста Брента Рено, который ранее сотрудничал с New York Times.
- 22 августа 2023 года в Москве подтвердили луганский “приговор” украинскому правозащитнику Максиму Буткевичу.