Спецслужбы Украины отчитались о задержании 18-летнего парня, подозреваемого в убийстве Ирины Фарион во Львове 19 июля. Не прошло и недели! За это время, как рассказали правоохранители на брифинге в пятницу, 26 июля, были изучены тысячи улик, опрошены 900 свидетелей, просмотрены многие часы видео с камер наблюдения и отобраны 9000 (!) фотоснимков с них.
Оперативность спецслужб во многом можно объяснить резонансностью трагического события. Юноша, только-только закончивший школу, стреляет в голову женщине, с которой не знаком лично, при этом он не киллер, работающий на заказ и не «обсаженный» зельями наркоман. Мотивы его до сих пор неизвестны. Такого в Украине вроде бы не было.
При задержании с подозреваемым не церемонились. Фото: Нацполиция
В украинофобии не замечен
Вопреки всем законам ведения следственных действий, личные данные подозреваемого в убийстве тут же появились в Сети. Кадры с камеры видеонабюлюдений на доме запечатлели юношу в панаме и солнечных очках, которого затем в интернете опознали как Вячеслава Зинченко, уроженца Днепра. Со ссылкой на полицейское ведомство имя назвали все ведущие СМИ.
Начали копать дальше - и снова удивление.
Приличная, порядочная семья, папа воюет в рядах ВСУ, мама работает в учебном заведении. Об их сыне – ни одного плохого слова не говорят ни соседи, ни ученики гимназии, которую закончил Вячеслав, ни педсостав, ни друзья. Учился хорошо, занимался футболом на уровне детско-юношеской спортивной школы. Прошел курсы управления БПЛА, чтобы помогать армии. В украинофобии никогда не был замечен. По данным масс-медиа, в прошлом году Зинченко поступил на заочное обучение в Днепровский государственный университет внутренних дел на факультет права. То есть школу закончил с высокими баллами, начальные знания в области юриспруденции имеет и отчет в своих действиях себе отдает.
Вряд ли пламенные речи Ирины Фарион, будоражившие украинское общество своей категоричностью в отношении украинского языка и полным неприятием в Украине русскоговорящих жителей (в том числе и военнослужащих ВСУ), подействовали на подростка. Скорее, обиду могли почуять люди постарше, а 18-летние футболисты-студенты, как показывает жизнь, редко интересуются внутренней политикой страны.
Подозреваемый на первый взгляд приличный юноша: образованный, из порядочной семьи, студент вуза и футболист. Фото: Нацполиция
Откуда деньги на львовскую аренду?
Политикой парень, может, и не интересовался, но на сообщества нацистских группировок в соцсетях вроде бы был подписан и даже оставлял там свои недвусмысленные комментарии, в которых фигурирует слово «жиды», например. Возможно, это и дает повод думать о вовлеченности парня в ультраправое общество.
Кто отправил подростка на убийство – надеемся, скажет Нацполиция, там уже есть версия, что парень – всего лишь исполнитель чужих намерений. Но поражает и подготовка преступления, где чувствуется рука взрослого человека.
Из скупых сводок полиции известно, что парень приехал из Днепра во Львов. Снял три квартиры через приложение Booking. Скрывал свою внешность панамкой и темными очками под камерами видеонаблюдения. Стрелял с близкого расстояния небоевой, спортивной, пулей. После убийства тщательно менял маршруты, место проживания, одежду. Не то, чтобы это нехарактерно для 18-летних парней, но чувствует твердая направляющая рука за спиной.
И еще вопрос: Вячеславу в апреле исполнилось 18 лет. Обновил ли он свои данные в ТЦК? И если нет, то как он спокойно проделал путь из Днепра во Львов, ни разу не предъявив документы? Как ему сдали квартиры? Откуда вообще у него деньги на квартиры во Львове, ведь аренда в этом городе – это дорогостоящее удовольствие, пусть даже если снимать посуточно… Вряд ли мама-учитель или папа-солдат подкинули ребенку много тысяч гривен на просто так. К слову, никто из окружения не знал, что парень куда-то уезжал из родного города. Мама вроде бы знала, но что сын отвечал ей на ее встревоженное: «Сынок, ты где, так как?» в телефонной трубке… Все-таки три месяца готовился, как говорит следствие. В мае купил бросающуюся в глаза панамку, например, много одежды и обуви на смену. Где взял деньги, пистолет и пули, где научился стрелять, почему выбрал именно эту жертву – следствие пока не разглашает в своих же интересах.
В этой панаме и очках на пол-лица подозреваемый несколько дней по 2 часа просиживал у дома Ирины Фарион. Фото: Нацполиция
«Фашисты», вынутые из нафталина
Комментарии Вячеслава в телеграм-каналах ультранационалистического толка также заставляют задуматься: либо он крайне продвинут в вопросах нацдвижений, либо писал не он. Складывается ощущение, что мысли, изложенный под ником «Вячеслав» (в наци-пабликах пользователи не стесняются подписываться реальным именем?) больше подошли бы человеку преклонного возраста, нежели 18-летнему парню, сыну солдата ВСУ.
Группировка NS/WP (National-Socialism/White Power) в Украине известна мало, это российское образование, участники которого не раз были судимы в РФ за убийства или покушение на убийство на почве национальной ненависти. Пик расцвета организации пришелся на середину нулевых, в конце 2014 года сайт организации уже не работал и о ней позабыли. Бывшие участники потом признавались, что NS/WP – это проект российских спецслужб, чтобы привлекать молодых людей к противоправным действиям, чтобы затем арестовывать и нейтрализовывать их или управлять ими. В 2022 году, после начала полномасштабного вторжения, кто-то достал NS/WP из-под слоя многолетней пыли, отряхнул
его и запустил по новой. И сразу же были задержаны шесть членов NS/WP по уголовному делу о покушении на убийство пропагандиста Владимира Соловьева. Конечно, российские следователи нашли при обыске у них украинские паспорта и тут же заявили о том, что Украина виновата.
Российский след в нынешней истории украинские следователи не просто не сбрасывают со счетов – это одна из версий. Вдобавок на суде по избранию меры пресечения подозреваемый показывал язык и нес околесицу - возможно, этот момент заинтересует психологов и психиатров. Родители подростка считают, что их сын невиновен. Такого же мнения придерживаются и друзья подозреваемого.
Дочка Ирины Фарион – София – пыталась достучаться до Вячеслава, спрашивая, зачем он это сделал. Ответа не получила. Фото: Мирослава Бзикадзе/Коротко про