Неспособность немецкого правительства обеспечить необходимый рост экономики указывает на неэффективность работыправительственной команды Олафа Шольца и исчезновение долгосрочных перспектив экономики вместе с надеждами получить повторно высокий рейтинг доверия у проправительственных партий и политики. Показатели экономики Германии являются одними из самых плохих за последний период и демонстрируют динамику стабильного сворачивания деловой активности. Об этом сообщает Bloomberg.
По наблюдениям экспертов, валовой внутренний продукт почти не вырос во втором квартале. В то же время страна, долгое время рассматривавшаяся как драйвер развития Европы, пока выглядит аутсайдером, а не экономическим лидером.
Аналитики отмечают, что правительство Шольца является отрицательным явлением для экономического роста Германии. Из 10 квартальных срезов уровня ВВП во времена пребывания в должности канцлера Шольца, более 50% дают либо топтание экономического роста на месте, либо регресс.
Не только Шольц: какие еще факторы виноваты в сворачивании мощной экономики ЕС
В основе слабости Германии лежит производственная база, которая поддерживала рост за счет дешевого энергетического экспорта. Шольц и правительственная команда, которую он собрал, не смогли противодействовать этой "энергетической игле", к которой привыкла экономика при Ангеле Меркель. Аналитики считают, что развитие экономики Германии имело критические показатели еще во времена пандемии, когда пошатнулись традиционные экономические связи благодаря решительным действиям Трампа, решившего избавиться от агрессивного импорта Китая. Именно благодаря этому и потере дешевого экспорта газа энергоемкие отрасли немецкой экономики потеряли преимущества. Экономические советники и эксперты в Германии надеются, что потерянная глобализированная экономическая связь между странами снова будет восстановлена и благодаря этому все получат дополнительные выгоды. Однако на сегодняшний день вероятность такого развития событий минимальна и к этому бизнес сложно привыкает.
Удар по автопрому
Одна из отраслей экономики Германии, получившая значительный удар в результате глобальных изменений как в способах доставки товаров, так и в расширении рынков сбыта, являются производители авто. Немецкий автопром был источником не только инновационных технологий, но и огромных финансовых ресурсов, всегда поддерживавших Германию. В настоящее время автомобильная промышленность имеет многочисленные проблемы производства и реализации электромобилей как на немецком рынке, так и на рынке глобальных предложений. В первую очередь это связано с растущей конкуренцией Китая. Более того, на внутреннем рынке правительство не смогло создать условия для реализации электромобилей. Процент зарегистрированных транспортных средств, являющихся электрическими, сократился с 20% до 12%. Такие показатели оказывают дополнительное давление на автомобильную промышленность и возможность сохранения статуса экономики страны-лидера. Одни из самых мощных компаний в немецком автопроме, Mercedes-Benz и Volkswagen показывают снижение рентабельности и сокращение производства.
Химические гиганты: BASF теряет
Еще одна отрасль, которая всегда была двигателем экономики Германии, является химической. Один из мощных производителей – корпорация BASF. Однако и в этой области существенный спад, в частности, относительно цен по реализации продукции и расширению рынков сбыта.
В чем проблема германской экономики?
Рациональная и мощная немецкая экономика находится в очень плохом состоянии. По мнению аналитиков, в первую очередь есть проблема не только циклической нестабильности, характерной для любой рыночной экономики, но и в падении промышленной активности, связанной со структурой промышленного производства.
В то же время, никаких изменений или предложений по реформированию промышленного сектора от правительства не поступает, а оценки экономистов, говоривших о нижней точке промышленного спада в Германии в первом квартале, не оправдались. Начало второго квартала указывает на продолжающееся сокращение производства и уменьшение полученных от готовой продукции или услуг денег.
По мнению некоторых исследователей, изучающих макроэкономическую ситуацию в Германии, ключевой проблемой является тупик технологический угол немецкой экономики. Инвестирование в старые технологии, опирающиеся на ископаемое топливо, бесперспективно. В то же время, бизнес не понимает, какая новая технология способна поддерживать высокий уровень экономического роста и будет ли эта технология иметь поддержку как на правительственном, так и на общеэкономическом уровне.
По оценке аналитиков бизнес намерен вновь вернуть себе статус лидера в европейской экономике, однако нет четких ориентиров развития и соответствующих гарантий.
В то же время, политическая ситуация в самой стране приобретает признаки кризиса, поскольку уменьшение инфляции и рост заработной платы, которые произошли на фоне принятия более оптимистического бюджета на следующие периоды, никоим образом не распространяются на ежедневный быт потребителей и индексы деловой активности. Бизнес не видит в этих мерах стратегических решений, которые окажут влияние на развитие экономики длительное время.
Экономический кризис разворачивается на фоне того, что канцлер Олаф Шольц выступил в защиту планируемого размещения американских дальнобойных ракетных вооружений на территории Германии. Размещение американских ракет на территории ФРГ будет служить фактором сдерживания, ведь такое вооружение будет гарантировать, что Германия не подвергнется нападению, считает Шольц. В то же время, он отверг опасения, что запланированное развертывание американских ракетных вооружений может привести к эскалации в отношениях с РФ. Канцлер отметил, что режим контроля над вооружениями был тщательно разработан и выверен.